В журнале «Новый мир» поднимался вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стане, однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А.Т. Твардовского от руководства журналом.
Были признаны бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Мурадели, Шебалина, Попова, Мясковского, однако призывы интеллигенции отменить и другие постановления 1940-х гг. выполнены не были.
Публикация на Западе запрещённого романа Пастернака «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально все закона. В октябре 1958 года Пастернак был исключен из Союза Писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтоб избежать высылки из страны.
Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т.п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (Вознесенский, Гранин, Дудинцев, Евтушенко, Кирсанов, Паустовский), но и скульпторы, художники, режиссёры (Неизвестный, Фальк, Хуциев), философы, историки.