Экономическое развитие России в 1992-1999 гг. было полно противоречии. Не завершив индустриализации, страна столкнулась с необходимостью ускоренного продвижения к информационному обществу. Начавшийся болезненный переход к рынку, формирование в стране олигархического капитала, высокая социальная цена реформ требовали изменения экономической политики страны. Резкое снижение жизненного уровня общества, безработица, товарный дефицит, инфляция привели к существенному снижению уровня доверия общества к власти. Инфляция обесценила денежные вклады в Сбербанке и привела к серьёзному снижению жизненного уровня населения. Возросший импорт помог справиться с дефицитом, однако привёл к спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий. Массовый характер приняла безработица; особенно трудная ситуация сложилась в военно- промышленном комплексе. Государственный, бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования пострадали наука, культура, образование, здравоохранение. Всё это вело к росту преступности, усилению коррупции, вывозу из страны огромных капиталов. Демографический кризис проявился в падении рождаемости и росте смертности среди населения. Резко выросли миграционные потоки. В целом основа российской экономики осталась прежней производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа. Усилия, предпринятые для уменьшения зависимости от цен на сырьё на мировом рынке, ощутимых результатов не дали. Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. Позиции России серьёзно потеснили и новые промышленно развитые страны. К концу XX в. по совокупным показателям экономического развития Россия оказалась в конце второго десятка стран мира.
Главным событием политической жизни страны в 1990-е гг. стала ликвидация Советов и формирование новой политической системы, основанной на разделении властей. Оформился российский парламентаризм Началось формирование независимой от высших органов власти системы местного самоуправления. Государственные и местные органы впервые стали избираться путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность. Вместе с тем к концу 1990-х гг. центральная власть в стране была слабой и малоэффективной. Её характеризовало ослабление всех государственных институтов.
Главными результатами национальной политики в эти годы стало воссоздание Российской Федерации, сохранение ее целостности, утверждение принципов федеративного устройства страны.
Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Однако преодолеть многие противоречия и решить все проблемы на этом этапе было невозможно. Роль федерального центра в отношениях с регионами была ослаблена. Произошло оживление русского национального движения, лидеры которого выражали недовольство невниманием власти к проблемам русских.
Нерешенным оставался вопрос о будущем Чечни. Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых.
России в 1990-е гг. требовалось выработать внешнеполитическую концепцию, отвечавшую её национальным интересам. Поначалу цели внешней политики страны определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Руководство страны взяло курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Политика России, построенная на уступчивости и готовности к компромиссам, сменилась к 1996 году.
Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира - мира, в котором, безопасность строится не на силе, а на праве, и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера. Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г. Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.
Во второй половине 1990-х гг. активизировались отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. В 1998 году Россия была принята в международную организацию стран Азиатско- Тихоокеанского бассейна. Россия заняла центральное место в СНГ.
Только за первые пять лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1994), Договор о коллективной безопасности (1992-1994). Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В 1997 году был подписан договор России и Белоруссии о создании единого союзного государства. Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось, большинство программ и планов остались нереализованными