Монашеский орден Иисуса, членов которого называли иезуитами, был создан в 1540 году. Он стал своеобразным ответом Ватикана на распространившиеся по Европе идеи Реформации. При этом главной целью ордена являлась не столько пропаганда идей контрреформации, сколько миссионерская деятельность и создание религиозных учебных заведений. Одним из направлений для своей деятельности иезуиты выбрали «московитские земли».
Известно, что отношения между католиками и православными складывались противоречиво, да и сами взгляды Ватикана на населявшие московские земли народы были непростыми. С одной стороны, русские верили в Иисуса Христа и возносили молитвы Богородице, а с другой – делали это по византийским обрядам и не признавали власть Папы Римского. Их нельзя было считать язычниками, как коренные народы Америки или Африки, но и стопроцентными христианами Ватикан русских назвать не мог. Поэтому в переписке католических священников православные именовались схизматиками, то есть раскольниками. Попытки вернуть заблудших православных в лоно истинной церкви предпринимались Ватиканом неоднократно.
Тем не менее, вторжение Лжедмитрия и польской армии в Москву и последовавшая за этим Смута вызвали у русских стойкое негативное отношение к католицизму в целом. Послабление католикам вышло лишь в правление царевны Софьи, когда в Москве была открыта миссия иезуитов. В школе при миссии, где уроки велись на русском языке, училось много детей московской знати.
При наследниках Петра I отношение к католикам в России стало гораздо терпимее. Однако православие оставалось главной религией, поддерживаемой государством. В 1768 году Екатерина II постановила, что ни один российский католик не должен выполнять распоряжение Папы Римского, пока оно не будет утверждено её императорским величеством. Этот указ о приоритете российского закона над общеевропейским привел к парадоксальной ситуации.
В 1773 году Папа Римский Климент XIV (напомним, Ватикан был основателем ордена иезуитов) из-за чрезмерного вмешательства иезуитов в европейскую политику объявил о роспуске ордена. Екатерина II почему-то не ратифицировала папский указ, и Россия стала чуть ли не единственной страной, где орден не только продолжил свою деятельность, но и усилил свое влияние. В Европе орден Иисуса находился под запретом, а в России иезуиты открывали академии и прочие учебные заведения. Наследник Екатерины II Павел I даже взял орден под свое покровительство. Павел I считал, что иезуиты смогут спасти Европу от влияния «страшных» идей французской революции. Иезуитам был передан под управление собор Святой Екатерины в Санкт-Петербурге, им также было поручено руководить всей системой образования в Литве. Миссии ордена появились в Одессе, Астрахани и Саратове. В Санкт-Петербурге открывается элитный «Пансионат аббата Николя» на Фонтанке, куда могли попасть для обучения только отпрыски самых влиятельных и богатых дворян, будущая российская элита. Отмечалось большое количество переходов из православия в католичество, особенно среди проживавших в Петербурге дворян.
Получается, Екатерина II сама открыла Россию ордену иезуитов. Зачем? Существует мнение, что Екатерина надеялась, что разгневанные решением Папы римского иезуиты отринут свои уставные цели и начнут антипапскую деятельность, ослабив тем самым позиции Греко-католической (униатской) церкви. Нам кажется эта версия маловероятной. «Громить» униатскую церковь, призванную примирить православных и католиков, разрешив при этом переход православных в католичество – такое решение нам представляется из разряда «сгорел сарай, гори и хата».
Екатерине II вообще были безразличны вопросы религии. Она даже поначалу считала, что православие и кальвинизм – это одно и то же. Существует и другая гипотеза. Доктор исторических наук А.В. Пыжиков считает, что Екатерина II таким образом решилась на крупный идеологический проект – в кратчайшие сроки сформировать единую национальную идею для того, чтобы народ ею проникся и больше не восставал против монархии, как это произошло во время французской революции. Предполагалась, что такая национальная идея сможет примирить правящее российское общество со всеми народами России и создать единую нацию. А кто обладал огромным опытом в формировании идеологий и пропаганде? Конечно, иезуиты. Поэтому, по мнению А.В.Пыжикова Екатерина II не могла не воспользоваться подвернувшимся ей шансом и привлечь на свою сторону профессионалов, творцов идеологий. Помимо этого, иезуиты были большими специалистами в области образования, чего нельзя сказать о православной церкви. А где еще внедрять новую идеологию, как не в образовательных учреждениях?
Ну что же, вероятно и такая версия имеет право на существование. Осталось понять, какую идеологию российские власти пытались внедрить при помощи иезуитов, какие цели преследовали при этом сами иезуиты и получилось ли у них добиться каких-либо результатов. Напомним, что главной задачей ордена иезуитов было противодействие идеям Реформации, сохранение власти Папы Римского и создание единого христианского общества. Для достижения этих целей любые отклонения в общественно-политическом устройстве христианских государств были недопустимы. Например, та же самая французская буржуазная революция. Устранение во Франции монархии и создание республики фактически делали людей свободными (в том числе и духом), возвышали идеи Реформации и ставили крест на ведущей позиции канонической католической церкви. Поэтому иезуиты боролись против подобных общественно-политических изменений, применяя собственные методики идеологического воздействия и пропаганды.
Нельзя сказать, что российские власти стремились привести россиян в католицизм под власть Папы Римского, но вот идеи сохранения самодержавия, внедрения национальной идеи для контроля народа и недопущение революций были им близки. И с этой точки зрения иезуитские технологии идеологического воздействия и пропаганды были очень полезны для российской власти.
Что в итоге. Иезуиты не добились своей цели привести православных в лоно католической церкви, хотя очень старались. После войны с Наполеоном иезуиты были изгнаны из России под предлогом чрезмерного стремления обратить православных в католицизм. С другой стороны, российские власти добились своих целей. Они получили целый выводок высокообразованных дворян, обученных в иезуитских учебных заведениях для замещения всех руководящих постов в правительстве.
Была создана и национальная идея. Сначала это была идея славянизма и патриотизма ради славянского мира, но она не очень подходила для многонациональной страны, а в 1833 году появилась новая национальная идея, отвечающая интересам государства. Ею стала знаменитая формула «Православие, самодержавие, народность», выдвинутая воспитанниками иезуитов министром народного просвещения графом С.С.Уваровым, обер-прокурором Святейшего синода графом Н.А.Протасовым, генералом, шефом жандармерии и главой III отделения императорской канцелярии А.Х.Бенкендорфом. К слову, эта теория появилась еще и в качестве антитезиса французскому девизу «Свобода, равенство, братство».
С успехом применялись и иезуитские методики по внедрению национальной идеи и ее пропаганде. Результат можно было увидеть по вот таким фразам и мнениям: «мы же православные…», «как же мы без царя-батюшки», «русские — это богоизбранный народ, ведомый добрым царем» и т.п. То есть в сознание русского народа была внедрена идея, заставляющая народ рассчитывать не на собственные силы, но на то, что кто-то сверху за него все решит; верить не в себя, а в царя-батюшку и в церковь, в противном случае России не будет. Как мы можем убедиться, эта идеология никуда не делась и после падения царизма, только слова в ней были заменены: православие – на партийную идеологию, самодержавие – на верховенство партии, народность – на единство во всем, единомыслие и унификацию.