История кубанских казаков
Основу Кубанского войска составили вольные казаки Запорожской Сечи, которые были вынуждены искать новый дом после уничтожения Запорожской Сечи указом Екатерины II. В 1775 году после подавления восстания Емельяна Пугачёва, по велению императрицы Екатерины II все поселения запорожских казаков были разрушены, а само слово «Сечь» было запрещено произносить. Несмотря на то, что Запорожские казаки обеспечивали защиту Малороссии, они были «слишком вольны» и могли принести много проблем императорской власти. Кроме того, основные угрозы в виде Османской империи с юга и Речи Посполитой с запада были устранены, и Запорожские казаки просто оказались не нужны. Таким образом, дальнейшая необходимость присутствия казаков Запорожского Низового Войска на их исторической родине для охраны южных границ отпала.
Недовольные властями Российской империи, пять тысяч вольных запорожских казаков ушло в устье Дуная, создав Задунайскую Сечь под протекторатом турецкого султана. Османская империя, получив дополнительные силы в лице задунайских казаков, опять стала грозить Российской империи войной. Тогда российские власти приостановили процесс окончательной ликвидации запорожского казачества, а в 1783 году Новороссийский губернатор Григорий Потёмкин начал формировать «Кош верных казаков запорожских». В том же году казаки во главе команды волонтёров под общим началом Суворова направилась усмирять мятежный Крым.
В 1787 году Потёмкин организовал в Кременчуге аудиенцию бывших запорожских старшин у императрицы Екатерины II, на которой старшины подали прошение о восстановлении Войска Запорожского, в котором они выражали желание по-прежнему служить. В результате Александру Суворову было поручено сформировать новое «Войско верных запорожцев».
Очередная русско-турецкая война 1787-1792 годов оказалась для России удачной и за боевые заслуги в 1790 году «Войску верных запорожцев» была пожалована земля вдоль побережья Черного моря между реками Днестр и Буг, а само войско было переименовано в «Черноморское казачье войско». За два года на этой территории бывшие запорожцы основали 25 поселений, их численность увеличилась почти до 10 тысяч мужчин и женщин.
В 1792 году казаки убедили Екатерину II отдать им земли Тамани и Кубани «в вечное и потомственное владение». К 1793 году на Кубань прибыло более 20 000 тысяч казаков, которые и занялись колонизацией. Были построены десятки станиц, которые бывшие запорожцы называли куренями. Свою столицу казаки назвали Екатеринодаром (сегодня Краснодар). Позже на Кубань были также переселены казаки из других регионов Малороссии. Всего к 1860 году на Кубань из Малороссии были переселены более 100 тысяч человек. В 1860 году было официально создано Кубанское казачье войско путем объединения Черноморского войска и Кавказского линейного войска.
Быт кубанских казаков
Кубанские казаки старались сохранить свои запорожские традиции, культуру и уклад жизни, даже традиционный чуб каждый носил. Но власть старалась унифицировать жизнь казаков, тем самым усилить контроль над ними. В результате казаки смогли сохранить в новых условиях много традиций запорожцев, правда, сменив украинскую одежду на местную – черкески (кавказский кафтан).
Свои жилища казаки строили преимущественно из местных строительных материалов – глины, камыша, соломы, хвороста, а в лесных районах – из дерева. Типичным для Кубани домом считался турлучный дом – деревянный каркас, с обмазанными с двух сторон глиной со стенами, заполненными деревянными плахами, хворостом или камышом. Наряду с турлучными домами строились глинобитные дома, которые сооружались путем забивки деревянной опалубки глиной. В архитектурном облике кубанской хаты совмещались черты жилищ степных и лесостепных районов Украины. Терминология отдельных деталей жилища была и остаётся до настоящего времени различной: в западных районах она в основном украинская, в восточных – русская.
Кубанская народная кухня также является значимой частью культуры кубанцев. Основу питания кубанских казаков составляли мучные изделия, продукты животноводства, птицеводства, рыболовства, пчеловодства, овощи, фрукты, ягоды. Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах, разнообразные пироги, вареники и галушки. Особо любима кубанцами лапша. Тесто для лапши замешивалось на яйцах, раскатывалось в тонкий лист и мелко резалось; запускалась лапша в молоко, мясной бульон, в картофельный суп, заправленный жареным луком. На Кубани также готовили кушанья из муки, они отчасти заменяли хлеб: саламата – поджаренная пшеничная мука, заваренная кипятком (ее ели с подсолнечным маслом или с пережаренным на сале луком) и любимая кубанцами кваша – запаренный пшеничный солод, смешанный с фруктами и запеченный, кулага – пшеничная мука, заваренная фруктовым отваром. Разнообразные крупы имели огромное значение в питании кубанцев. Каши варили на воде или молоке, жидкие и густые. Гречневая и пшенная каши были одинаково любимы. Из напитков предпочитали узвар (компот), чаи, кисели, вишневку и водку. Казаки строго следили за культурой пития и наказывали пьяниц, поэтому «праздники проходили весело: с песнями, с легкой радостью и удалью». Из выше сказанного следует, что блюда кубанской кухни в первую очередь несут отпечаток украинской кухни, а также русской и горской.
В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX века предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения – вдов, девок, семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Свободное время станичники проводили в «беседах», на «посиделках». Кубанцы любили рукоделие: девушки на посиделках плели кружева и вышивали, занимались ткачеством, но соблюдали запрет на работу в праздничные церковные дни.
Кубанские казаки участвовали во всех войнах конца ХIХ – начала ХХ вв.. За свои боевые заслуги воины не раз получали награды из рук самих императоров. Но казачьи повинности распространялись не только на воинскую службу, но и на ремонт дорог, содержание почтовых станций и станичных зданий, и на многое другое. В награду за все эти хлопоты давался земельный надел от 7 до 9 десятин. Но не богатством, серебром и золотом гордились кубанцы. Доблестью и отвагой славились казаки, а войско их вековыми традициями и культурой. «Не пил воды кубанской – не ел каши казацкой», – говорили, напоминая, что казачество – это образ жизни, где честь и верность были превыше всего. К началу Гражданской войны Кубанское казачье войско составляло около 1,5 миллионов человек. В революционное время кубанцы выступили на стороне Белого движения. В 1920 году десятки тысяч казаков во главе с атаманом Науменко вынужденно отправились в эмиграцию.