Артемий Петрович Волынский был кабинет-министром во время правления императрицы Анны Иоанновны. Был виновен в том, что душой болел за свою Родину, и организовав кружок, обсуждал с единомышленниками проекты внутреннего переустройства государства, выступал за устранение от власти немцев-временщиков, укрепление политических позиций дворянства, ограничение самодержавия посредством дворянского представительства; а также рассматривал различные проекты улучшения торговли, финансов, просвещения. По доносу Бирона и Остермана был осужден и казнен.
Александр Николаевич Радищев – русский прозаик, поэт, философ. Во время работы над своей книгой «Путешествие из Петербурга в Москву» поднялся до революционного убеждения о неизбежности насильственного свержения самодержавия, уничтожения крепостничества. Радищев был одним из основоположников направления в публицистике по воспитанию гражданских доблестей, гражданского достоинства и патриотизма. За свои взгляды был назван Екатериной II «бунтовщиком, хуже Пугачёва», арестован и приговорен к смерти по статьям о «покушении на государево здоровье» и о «заговорах и изменах». Приговор был утвержден Сенатом и представлен Екатерине II, которая подтвердила злостную виновность Радищева в издании книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской». Однако, проявив милосердие, заменила смертную казнь на 10-летнюю ссылку в Сибирь. После смерти Екатерины II император Павел I вернул Радищева из Сибири, правда обязал его жить в его империи в Калужской губернии под присмотром соответствующих органов. Полную свободу Радищев получил при императоре Александре I, который назначил Радищева членом комиссии для составления законов. Александр Радищев умер при непонятных обстоятельствах, то ли от чахотки, то ли от обострившейся старой болезни, то ли от того, что выпил «царской водки», то ли в результате самоубийства. Существует предание, что позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил проект либерального уложения, в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т.д., за что получил строгое внушение и решил покончить с собой.
Николай Иванович Новиков – русский просветитель, журналист, издатель, критик и общественный деятель. Считается одним из основателей независимой журналистики. Издавал еженедельный сатирический журнал «Трутень», в котором проводил мысль о несправедливости крепостного права, протестовал против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество, выступал с обличениями против придворных. Вступил в полемику с журналом «Всякая Всячина», в которой публиковалась сама Екатерина II по вопросу «персонализированной сатиры». Через год после начала издания «Трутня» ему пришлось закрыть журнал после недвусмысленного намека со стороны государственных органов. Попытка продолжить сатирическую линию в новом журнале «Пустомеля» прервалась на втором номере. Затем в своем новом журнале он продолжил обличать врагов просвещения, критиковать правительственную администрацию и судебную систему, а также насмехался над дворянскими нравами. Позже Новиков стал одним из самых крупных независимых книгопечатников, членом масонской ложи и филантропом. Благодаря Новикову в 1787 году во время массового голода были спасены от голодной смерти население 100 деревень. За свои взгляды и деятельность Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Указ Екатерины II по этому поводу гласил: «…хотя Новиков и не открыл сокровенных своих замыслов, но непризнанные им преступления столь важны, что Мы повелели запереть его в Шлиссельбургскую крепость». После смерти Екатерины II Павел I приказал освободить Новикова за отсутствием вины. Утратив в заключении здоровье, Новиков до конца своей жизни прожил в своем поместье, заботясь о нуждах крестьян и об их просвещении.
На наш взгляд, вывод, который можно сделать, однозначен. В России XVIII века любая публичная позиция, затрагивающая императорскую власть или государственное устройство, могла стать причиной репрессий, ареста или даже смерти. Россия XVIII века планомерно уничтожала всякое инакомыслие и своих настоящих патриотов, стремящихся сделать свою Родину лучше. А все потому, что правители не заботясь о благе государства, видели в них угрозу собственной власти.