Троице-Сергиеву лавру обороняли дворяне и стрельцы, присланные из Москвы. Но помогали им монахи лавры, а также окрестные крестьяне и паломники из всех сословий. Такое единодушие объясняется тем, что монастырь, основанный Сергием Радонежским был одной из главный святынь православия, а осаждали его в основном католики во главе которых стоял отпрыск богатого магнатского рода Ян Сапега. То есть речь шла о столкновений не претендентов на престол и не государств, а конфессий, с точки зрения защитников - о борьбе сил истинного христианства с силами Антихриста. Вопрос о выборе стороны в такой борьбе перед православными в то время не стоял
Упорство Яна Сапеги тоже можно понять. Москву осаждали не классическим европейским способом, с валами, шанцами и другими земляными укреплениями у самых крепостных стен и постоянными обстрелами этих стен (видимо, для строительства тех самых земляных укреплений осаждающим не хватало инженеров), а традиционным русским способом. То есть тушинцы пытались перерыть все дороги; которые вели к Москве и таким образом прекратить подвоз продовольствия. Для этого нужно было взять крепости, которые контролировали эти дороги. Такие крепости чаще всего были монастырями, которые с расчетом именно на такую осаду укрепляли на протяжении XVI века, среди них и Троице-Сергиева лавра. Таким образом, Ян Сапега, как и защитники лавры, не мог отступить, но исходя уже не из религиозных, а из военных соображений.