-Церковные книги и обряды были действительно реформированы;
-но несмотря на это, восточные православные церкви смотрели на русскую подозрительно (видя, например вереницу пленных, фактически рабов, которых везли с войны против Речи Посполитой, относится к московитам, как к цивилизованным людям было сложно, а ведь воспоминания именно о таких вереницах оставил посол одного из восточных патриархов);
-многие не приняли реформ, церковь раскололась, появились так называемые старообрядцы;
-гонения на старообрядцев уничтожили множество людей, ещё больше судеб сломали;
-сопротивление реформе принимало и вооружённые формы, например Соловецкий монастырь пришлось осаждать восемь лет;
-гораздо больше людей вынуждено было переселиться в труднодоступные районы, что помогло эти районы осваивать;
-но на тот момент бежавшие в труднодоступные районы оказались недоступны не только для священников, на также для сборщиков налогов, доходы казны сократились;
-расходы казны из-за борьбы со старообрядцами при этом выросли (чего стоила одна осада Соловецкого монастыря), при этом они наслоились на расходы, которых требовали внешние войны (с Речью Посполитой и Швецией);
Сравнив понесённые потери и траты с приобретённой выгодой можно сказать, что реформа не оправдала себя с прагматической точки зрения. Но была ещё и духовная плоскость, которую сегодня понять сложнее.