Печорин полон скуки и страдания. Он тоскует оттого, что душа его преждевременно остыла, охладела, оттого, что ему всё заранее известно. Печорин, как и герой лирики Лермонтова, не ждёт от жизни ничего, но готов броситься на зов чувства и ощутить душевный подъём, пока не остынет жар сердца, пока не будет утолена жажда жизни, пока ещё веет свежестью чувств, пока разъедающий, скептический ум демонического героя, всё подвергающий беспощадному и строгому анализу, не заморозит сердце и не уймёт волнение страстей.
Сознание Печорина наделено главной способностью — скептическим анализом, который выступает и как неоспоримое достоинство героя, и как мучение, наносящее ему неизгладимые душевные раны. Сильные и слабые, «светлые» и «тёмные» стороны героя взаимно обусловлены, неотделимы друг от друга и способны перетекать одна в другую.
Автор не знает, кто Печорин — «герой» или «злодей». Он не осуждает и не оправдывает Печорина, воздерживаясь от утверждения и от отрицания. Суть позиции автора состоит в том, что, наблюдая за Печориным, он раскрывает его душу посредством изображения самоанализа героя. В ходе самоанализа Печорин подвергает сомнению и отрицанию все духовные ценности. Лермонтов обращается к таким духовным ценностям, которые наиболее личны, являясь внутренним достоянием человека. Ценностями, не зависящими от любых посторонних соображений, в литературе всегда выступали любовь и дружба. Печорин подвергает анализу свои отношения с людьми. Все его дружеские связи непрочны. Сомнение Печорина касается трёх типов любви: естественной (Бэла), романтической («ундина») и светской (княжна Мери).