Из работы русского философа С. Л. Франка (1877— 1950) «Смысл жизни».

Вопрос «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» — в политику, борьбу партий и т. п., но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек

Вопросы и задания к документу
1. Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, «волнует» и «мучает» человека? 2. С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни? 3. Как связаны между собой вопрос о смысле жизни и то, что человек смертен? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чём вы видите его практическую направленность? 4. Известен ли вам рассказ А. П. Чехова, на который ссылается автор приведённого фрагмента? 5. Почему многие люди всё-таки считают нужным «отмахнуться» от вечного вопроса о смысле жизни? В чём ограниченность « страусовой политики » ?
от

1 Ответ

1. Данный вопрос волнует каждого человека, потому что любопытно, какая роль принадлежит именно ему, зачем он существует в этом мире. Этот вопрос - не «теоретический вопрос», не предмет праздных игр ума; этот вопрос - вопрос самой жизни, он так же страшен, и, на самом деле, даже более страшен, чем вопрос о куске хлеба для утоления голода в тяжелые времена.
 
2. Стремление человека обрести смысл жизни связан с такими качествами, как стремительность, целеустремленность.

3. Мне кажется, что тот факт, что человек смертен, делает его жизнь драгоценной от рождения до смерти. Именно поэтому человек стремится найти определенные смыслы в своем существовании, посвятить это время чему-то особенному, ведь у него есть только один шанс на это. Вот как связаны ограниченность жизни человека и смысл жизни, который он ищет на этом пути.
 
Поскольку все люди разные, у них разные интересы и разные потребности, то и смыслы в жизни тоже разные. Здесь нельзя создать теорию и заставить всех жить по одному сценарию. Хотя религия, возможно, и пытается это сделать.
 
Практическая направленность связи между смыслом жизни и смертью заключается в том, что человек применяет эту связь непосредственно на практике, в своей жизни.
 
4. Автор фрагмента ссылается на произведения «Скучная история», «Учитель словесности», «Дуэль».

В записной книжке А.П. Чехова есть еще один вариант данного сюжета: «Молодой, только что окончивший филолог приезжает домой в родной город. Его выбирают в церковные старосты. <...> ...и не заметил, как исполнилось ему 45 лет, и он спохватился, что все время ломался, строил дурака, но уже переменять жизнь было поздно. Как-то во сне вдруг точно выстрел: «Что вы делаете?» – и он вскочил весь в поту».
 
5. Многие люди считают необходимым «отмахнуться» от вечного вопроса о смысле жизни, именно потому, что он вечен. Этот вопрос порождает множество споров - каждый судит, исходя из своих приоритетов и принципов. Большинство людей не умеют аргументировать свою точку зрения, а споры о вечном заканчиваются ссорой. Именно поэтому люди не говорят о «высоком». Лучше пропустить эту тему и поставить ее в ранг «не решаемых».
 
В то же время вопрос о смысле жизни многим видится вопросом субъективным - каждый выбирает для себя сам. Для кого-то смысл жизни - просто жить, для кого-то - растить детей, кто-то намерен исправлять экологию и видит свой смысл жизни в том, чтобы выращивать все больше и больше растений. Поэтому думается, что спорить о субъективном считается дурным тоном.
 
И скорее всего, действительно, не существует универсального смысла жизни, который подошел бы всем 8 миллиардам людей, особенно в современном обществе. И мы не можем винить людей в том, что они не хотят обсуждать смысл жизни. Тем более что философы всех мастей уже говорили об этом. А вопрос о смысле жизни требует от человека знаний о себе и об окружающем мире, нужно знать все, чтобы ответить на этот вопрос с абсолютной уверенностью. А это невозможно.
 
Что касается «страусиной политики», то ее ограниченность заключается в том, что человек не намерен решать любой вопрос, любую проблему, он хочет уйти от нее, полагая, что этим он избавится от вопрос, он обойдет человека стороной. Но это заблуждение.
от