Из работы современного российского психолога В. А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектности».
Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале — сознание, потом — деятельность. Кроме того, мы не сомневаемся в том, что деятельность — это процесс и что её можно наблюдать со стороны или уж, во всяком случае, «изнутри» — глазами самого человека.

Вопросы и задания к документу
1. Опираясь на текст источника, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкретные примеры объектов и субъектов различных видов деятельности.
2. Найдите в тексте источника строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности?
3. Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?
от

1 Ответ

1. В тексте говорится, что субъект – это автор чего-либо; объект – это то, на что направлена деятельность, У каждой деятельности есть субъект и объект. Например, покупка и продажа квартиры. Субъект – это продавец и покупатель, а объект – квартира.
 
2. В результате движения деятельности: «Но если сделать движение деятельности предметом внимания, то вдруг оказывается, что все сказанное о ее структуре теряет свою отчетливость... Автор теряет «остроту», направленность деятельности на объект уступает место направленности на другого человека... процесс деятельности распадается на множество разветвляющихся и вновь соединяющихся «потоков-переходов»... Вместо того чтобы сознание предвосхищало и направляло деятельность, оно оказывается чем-то вторичным, производным от деятельности. И все это в силу тенденций собственного движения, саморазвития деятельности...».
 
Следовательно, мы можем сделать вывод, когда автор говорит о движении деятельности, он имеет в виду, что деятельность – это процесс, который можно наблюдать извне. Объектная ориентация уступает место лицевой, а сознание отходит на второй план. Тем самым автор «теряет свою остроту».
 
3. Автор говорит о том, что «Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале – сознание, потом – деятельность».
 
Следовательно, автор убежден, что сознание предшествует деятельности, что сначала есть сознание, а затем есть деятельность субъекта, направленная на ту или иную вещь, называемую объектом.
от