1) Понятие научного познания.
Научное познание – это один из видов познавательной деятельности человека, которая направлена на получение им объективных, обоснованных, организованных и систематизированных знаний об окружающем мире.
2) Особенности научного познания:
- наличие только объективных знаний о человеке, природе и современном обществе;
- системность, непротиворечивость и доказательность представляемых знаний;
- возможность проверки знаний;
- постоянное развитие и совершенствование понятийного аппарата (терминологии);
- использование специальных способов и методов поиска знаний об изучаемом предмете или явлении;
- обобщение полученных знаний на достаточно высоком уровне;
- универсальность получаемых знаний и возможность их последующего применения в разнообразных научных отраслях и сферах деятельности.
3) Понятие учебной деятельности.
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на получение и усвоение ими умений и навыков в различных сферах общественного познания.
4) Характеристика учебной деятельности:
- развитие учащихся и сфер их деятельности, посредством организованной и целенаправленной учебной деятельности;
- общие учебные действия, направленные на решение учебных задач и получение новых знаний и умений;
- самостоятельный и сознательный ориентир учащихся на выполнение конкретных учебных действий;
- носит научно-теоретический характер, направленный на формирование у учащихся мышления;
- универсальна, она является основой для овладения рядом иных видов деятельности.
5) Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности.
Научное познание | Учебная деятельность |
Научное познание – индивидуальный процесс, протекающий между тем, кто познает и объектом познания. Не допускается наличие каких-либо посредников. | Учебная деятельность – это совместная деятельность двух субъектов обучения – педагога и учащегося. То есть в данном случае, между объектом изучения и субъектом познания имеется посредник в лице педагога, который не только организует процесс, но и руководит им. |
Научное познание – это неконтролируемый процесс, за ним невозможно проследить ни «изнутри», ни «со стороны». Довольно часто даже сам человек не в состоянии управлять собственным познанием. | Учебная деятельность – это организованный, целенаправленный и управляемый процесс, который предусматривает получение конкретного образовательного результата. |
Научное познание – это стихийный процесс, возникающий иногда внезапно в рамках конкретной ситуации, в которой оказывается субъект. | Учебная деятельность – заранее запланированный процесс, который реализуется в соответствии с планом. Заранее планируется цель, задачи, содержание, методы, формы, средства и результаты обучения. |
Научное познание – осуществляется всегда и везде, так как человек постоянно изучает и познает окружающий мир, вне зависимости от места его нахождения. | Учебная деятельность – регламентирована по времени, осуществляется в соответствии с планом и расписанием, в специально оборудованном помещении. Нужны еще материалы |