Правовой статус Государственной думы и Государственного совета в Российской империи определялся Манифестом 17 октября 1905 года и другими законодательными актами, принятыми в период начала XX века.
1. Государственная дума:
- Представительный орган: Государственная дума была признана как представительный орган народа, избиравшегося на основе всеобщего равного избирательного права. Её полномочия включали обсуждение и принятие законов, обсуждение бюджета и выражение интересов населения.
- Ограничения: Однако, полномочия Государственной думы были ограничены контролем со стороны императора и Государственного совета, и законы, принятые думой, требовали одобрения верховной власти для вступления в силу.
2. Государственный совет:
- Консультативный орган: Государственный совет выступал в роли консультативного органа для императора и обладал правом выносить заключения по законопроектам, предложенным Государственной думой.
- Состав и назначение: Члены Государственного совета назначались самим императором и представляли различные слои общества, что отражалось в его составе.
Оба законодательных органа были прописаны в специальных законодательных актах, но их полномочия и влияние были в значительной степени ограничены централизованной властью монарха. Таким образом, хотя формально Государственная дума и Государственный совет обладали определенными правовыми статусами, их реальное влияние на законодательный процесс было ограниченным.