Теория "Москва — Третий Рим" - это идея, которая предполагает, что Москва, после падения Византийской империи и Рима, стала преемницей и наследницей их духовного и политического наследия. Она подразумевает, что Москва стала третьим центром христианского мира и заняла особое место в истории и судьбе Русской православной церкви.
Главная идея этой теории заключается в том, что Москва была и должна быть не только политическим, но и духовным центром православия. Она предполагает, что Москва принимает на себя роль защитника и представителя православной веры, а также продолжает миссию Рима и Византии в сохранении и распространении христианского наследия.
Теория "Москва — Третий Рим" имела сильное влияние на русскую историю, политику и культуру. Она служила основой для формирования и укрепления идеи русского исторического и культурного исключительности. Такая идея поддерживала концепцию русской империи как преемницы Римской и Византийской империй и способствовала укреплению русской национальной идентичности.