1 Систематизируйте материалы своих наблюдений за состоянием погоды: - температура воздуха; - атмосферное давление; - количество и вид осадков; - направление и сила ветра; - облачность. 2 Представьте результаты наблюдений за погодой в различной форме: - график суточного хода температур; - график годового хода температур; - диаграмма распределения атмосферных осадков по месяцам; - роза ветров; - диаграмма облачности; - таблицы. 3 Систематизируйте материалы своих фенологических наблюдений: - изменение состояния поверхностных вод, - изменения растительного мира; - изменения животного мира; 4 Представьте результаты фенологических наблюдений различной форме (фотоматериалы, описание, зарисовки и пр.). 5 Систематизируйте материалы своих наблюдений за изменениями продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом. 6 Проанализируйте полученные результаты наблюдений. 7 Сделайте выводы о зависимости между временем года, температурой воздуха, состоянием погоды и состоянием поверхностных вод, растительного мира и животного мира.
от

1 Ответ

Систематизация наблюдений за состоянием погоды и фенологическими изменениями

1. Наблюдения за погодой (пример на 04.11 для Москвы)
Температура воздуха
- Утро: +2 °C
- Днём: +5 °C
- Вечером: +3 °C

Атмосферное давление
- Среднее значение: 1005 гПа (гектопаскалей)

Количество и вид осадков
- Осадки: небольшие дожди
- Количество осадков: 1-2 мм

Направление и сила ветра
- Направление: юго-восточный
- Сила ветра: 3 м/с

Облачность
- Степень облачности: 80% (переоблачные условия)

2. Результаты наблюдений
График суточного хода температур
```
| Время      | Температура (°C) |
|------------|-------------------|
| 00:00      | +2                |
| 06:00      | +2                |
| 12:00      | +5                |
| 18:00      | +3                |
| 24:00      | +2                |
```
График годового хода температур (примерные данные)
```
Температура (°C)
|
|                 *               (Июль)
|                * *
|            * *   *  
|          *         *
|      * *             *               
| * *                   *              
|_____________________________
    Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
```
Диаграмма распределения атмосферных осадков по месяцам (примерные данные)
```
| Месяц       | Осадки (мм) |
|-------------|--------------|
| Январь     | 30           |
| Февраль     | 25           |
| Март        | 40           |
| Апрель      | 50           |
| Май         | 60           |
| Июнь        | 70           |
| Июль        | 90           |
| Август      | 80           |
| Сентябрь    | 55           |
| Октябрь     | 50           |
| Ноябрь      | 40           |
| Декабрь     | 35           |
```
Роза ветров
```
     С
    /|\
   / | \
  /  |  \
 З---+---В
  \  |  /
   \ | /
    Ю
```
Диаграмма облачности
```
| Степень облачности (%) |
|--------------------------|
| 0-20%                    | ●●
| 21-40%                   | ●
| 41-60%                   | ●
| 61-80%                   | ●●●●
| 81-100%                  |
```
3. Фенологические наблюдения
Изменение состояния поверхностных вод
- Поверхностные воды (реки, пруды) начали затягиваться тонкой коркой льда.

Изменения растительного мира
- Листья на деревьях начали опадать, большинство деревьев уже без листвы.
- На некоторых кустарниках видны плоды.

Изменения животного мира
- Птицы начали мигрировать на юг.
- Животные готовятся к зимней спячке (например, белки собирают запасы).

 4. Результаты фенологических наблюдений
Описание изменений
- Поверхностные воды: Замерзание началось в мелких водоёмах.
- Растительный мир: Листопад завершён, растения находятся в состоянии покоя.
- Животный мир: Активность большинства видов животных снижается.

Фотоматериалы и зарисовки
Здесь можно представить фотографии замёрзших водоёмов, опавших листьев и мигрирующих птиц.

5. Наблюдения за продолжительностью светового дня и высотой Солнца

Продолжительность светового дня
- На 04.11 продолжительность светового дня составляет примерно 9 часов 15 минут.

Высота Солнца над горизонтом
- Максимальная высота Солнца в полдень: около 30°.

6. Анализ полученных результатов наблюдений (продолжение)

1. Температура воздуха: Ноябрь характеризуется значительным понижением температуры, что приводит к смене погоды и переходу в зимний период. Это также влияет на состояние растительности и животных.
2. Состояние поверхностных вод: С понижением температуры вода начинает замерзать, особенно в мелких водоёмах, что указывает на наступление зимы и изменение экосистемы.
3. Растительный мир: Листопад завершён, большинство деревьев и кустарников находятся в состоянии покоя. Это говорит о подготовке природы к зимнему периоду, когда растения не нуждаются в активном фотосинтезе.
4. Животный мир: Миграция птиц и снижение активности млекопитающих свидетельствуют о том, что животные адаптируются к изменению климата и готовятся к зимней спячке или поиску пищи. Это также подтверждает, что время года влияет на биологические ритмы животных и их поведение.
5. Продолжительность светового дня и высота Солнца: Уменьшение продолжительности светового дня и низкая высота Солнца над горизонтом приводят к снижению температуры и ухудшению условий для жизни многих видов. Эти факторы способствуют смене активностей как растений, так и животных.

7. Выводы о зависимости между временем года, температурой воздуха, состоянием погоды и состоянием поверхностных вод, растительного и животного мира
- Время года: Ноябрь — это переходный месяц, который подготавливает природу к зиме. Снижение температуры и увеличение облачности влияют на все аспекты экосистемы.
  - Температура воздуха: Понижение температуры вызывает физиологические изменения у растений и животных, что может привести к их гибели или к изменениям в поведении.
- Состояние погоды: Частые дожди и облачные дни уменьшают солнечное освещение, что ещё больше ускоряет процесс опадания листьев и замедляет рост оставшихся растений.
- Состояние поверхностных вод: Замерзание водоёмов меняет условия обитания для водных организмов и лишает наземных животных источников воды.
- Растительный и животный мир: Все наблюдаемые изменения в растительном и животном мире являются адаптациями к сезонным изменениям. Растения уходят в состояние покоя, а животные переключаются на менее активные формы жизни или мигрируют.

Таким образом, результаты наблюдений демонстрируют тесную связь между климатическими условиями и экологическими изменениями, что подчеркивает важность понимания этих взаимосвязей для эффективного мониторинга состояния окружающей среды.
от