Глава начинается с грустной песни о чужбине, куда попадает добрый молодец не по собственной вине, а в буйном хмелю. Она создает особый настрой и подходит к содержанию главы, в которой Петр Гринев впервые оказывается вдали от дома и встречается с людьми из народа.
Разговор с Савельичем характеризует Гринева как человека совестливого. Ему неловко от своего поступка, он имеет искреннюю привязанность к своему наставнику и просит у него прощения, несмотря на то, что тот крепостной. Вместе с тем Петр упрям, он настаивает ехать далее, вопреки предупреждению ямщика об ухудшении погоды и просьбам Савельича.
Савельич – человек высоконравственный, он верно и преданно служил родителям Петра, служит и ему, стараясь уберегать от неверного опрометчивого шага. Как человек мудрый и опытный, он не разделял решения Гринева двигаться дальше в буран.
Дорога в описании Пушкина оставляет желать лучшего, это всего лишь след от саней, в то время ее там и не было. Автор называет ее «печальной». Места были унылые, глухие, они стали причиной грустных раздумий Гринева, который мечтал о гвардейской службе в Петербурге. Буран возник внезапно: начался с белого облачка на горизонте, и вскоре все заволокло снежной мглой. Таким образом, Пушкин показывает сходство бурана с пугачевским восстанием, которое разгорится также внезапно. Действия Пугачева, оказавшегося на дороге, и его умение в буран найти жилье, выведя к нему экипаж Гринева, характеризуют его как человека, знающего эти места и способного ориентироваться во время бури. Так же толково и лихо Пугачев руководил крестьянским мятежом.
Сон Петруши имеет пророческий смысл. В нем символически отобразился нравственный выбор, который спустя несколько месяцев должен будет сделать Гринёв — присягать или нет на верность Пугачёву. Сила будущих сомнений и участие Пугачёва в судьбе Петруши будут настолько велики, что его впору сравнивать с отцом, давшим жизнь. Кровь символизировала жестокое будущее, но даже через нее Пугачёв был ласков с Гриневым и звал его к себе. Конечно, Петруша не мог понять будущее, но сон был настолько реален, что произвел на юношу глубокое впечатление.
С хозяином Пугачёв вел иносказательный разговор, потому что рядом присутствовали посторонние. Хозяин отвечал ему тем же, и друг друга они прекрасно понимали. Ясно, что речь идёт о предстоящем выступлении. Дождик, грибки и кузов— это, скорее всего, подстрекательские действия самого Пугачёва, которые польют семена недовольства существующими порядками у казаков и кочевников, и когда эти семена прорастут, можно будет делать дело, «брать кузов и идти по грибы». Собирать урожай, значит. воевать с царскими властями. Потом Пугачёв также иносказательно предложил хозяину замолчать («заткнуть топор за спину») и удалился спать.