При формировании Древнерусского государства территория Поволжья была территорией Волжской Булгарии и Хазарского каганата, поэтому для Киевской Руси она не играла важной транспортной роли. Однако была важным транспортным звеном в торговом сообщении с азиатскими странами, так как имело выход к Каспийскому морю. По мере расширения и вхождения в состав Российского государства территории района, его транспортно-географическое положение продолжало возрастать, сначала с транзитной роли товаров из Сибири и стран Средней и Восточной Азии. После освоения русскими Урала, Сибири и Средней Азии, и Европейского Юга район приобрел важную транзитную функцию между различными районами Европейской части страны, а также Средней Азией и Сибирью. После распада СССР район снова стал приграничным и продолжает играть важную транспортную роль между Россией и Прикаспийскими странами, а также внутреннюю транзитную роль между Уралом, Центральной Россией и Европейским Югом. А благодаря Единой глубоководной системе Европейской части России и развитой сети трубопроводов и железных дорог район играет важную транзитную роль между внутренними районами страны (Урал, Сибирь) и зарубежными странами.