Положение покоренных мусульманами жителей других стран в Арабском халифате могло быть разнообразным и зависело от конкретных обстоятельств, правителей и времени. В общем, мусульманские завоеватели предоставляли защиту жизни, имущества и религиозной свободы завоеванным народам, при условии, что они принимали статус "дхимми" (защищаемый налогоплательщик) и платили особый налог, называемый "джизья".
Жители завоеванных земель могли изменить свою судьбу несколькими способами:
1. Принятие ислама: Если жители завоеванных земель принимали ислам, то они получали полные права и равные возможности с арабами и другими мусульманами. Они освобождались от уплаты "джизьи" и получали доступ к политическим, социальным и экономическим привилегиям в халифате.
2. Образование и служба: Жители завоеванных земель могли улучшить свое положение, получив образование и вступив в службу халифата. Многие немусульмане становились учеными, врачами, советниками и служащими в государственных учреждениях.
3. Торговля и ремесла: Жители завоеванных земель имели возможность заниматься торговлей и ремеслами, что позволяло им улучшить свое экономическое положение. Многие города стали центрами торговли и ремесленного производства благодаря активному участию местного населения.
4. Участие в культурной жизни: Жители завоеванных земель могли сохранять и развивать свои собственные культурные традиции и языки. В халифате процветали переводы исследований и философских текстов на арабский язык, что способствовало сохранению и распространению культурных достижений других народов.
Однако важно отметить, что положение покоренных мусульманами жителей других стран не было однородным и могло варьироваться в зависимости от различных факторов. История завоеваний и отношения между завоевателями и завоеванными народами были сложными и подвержены изменениям со временем.