Займемся математикой. Расстояние из Любека в Гданьск по морю и по суше примерно одинаковое. Ориентировочно оно составляет около 650 км. Значит в день повозка купца проходит примерно 46 км. Торговый корабль пройдет около 160 км.
Расстояние от Брюгге до Венеции по суше примерно 1125 км по торговому маршруту через Франкфурт, Нюрнберг, Аугсбург. Это расстояние телега с товарами может преодолеть примерно за 24 дня. Для того, чтобы отправить товар из Брюгге до Венеции морским путем, кораблю придется преодолеть около 6570 км. На это может уйти примерно 41 день. Получается, по суше груз доберется до пункта назначения почти в 2 раза быстрее.
Давайте посмотрим, какие могут быть расходы купца на оплату труда наемного персонала. Будем считать, что у купца есть свой корабль и свои повозки и не нужно тратиться на их аренду, а их содержание и ремонт во время пути, допустим, будет одинаковым. Также мы будем считать, что труд моряка, кучера и охранника оплачивается одинаково. Чтобы говорить о сопоставимых объемах товара, приведем его к общему значению – 120 тонн. Это объем, который по условию может увезти один корабль с 25 моряками. Тогда, чтобы перевезти такой же объем товара, в караване должно быть 60 повозок. Значит в караване будет 60 кучеров и охрана, полагаем человек 15 – всего, допустим, 75 человек. Это в три раза больше, чем моряков. Но и плыть моряки будут в два раза дольше. Значит вычисляем расходы на одного работника в день.
Допустим, они равны X монет. Значит команда корабля в день потребует 25*Х монет. А за 41 день 41*25*Х монет. Это будет 1025*Х монет за весь путь на корабле. Аналогичным способом посчитаем расходы на караван. Вспомним наши параметры пути для каравана — 24 дня и 75 человек. 24*75*Х=1800*Х монет. Поэтому ответ на данный вопрос следует дать следующий:
С точки зрения расходов морской путь предпочтительнее. Он, правда дольше сухопутного, но менее затратен и менее опасен. В средние века по сухопутным торговым путям существовало множество феодальных таможен. Огромное количество таможен дробило путь на отдельные участки и отнимало от 15 до 35% от стоимости товара в виде таможенных платежей. Кроме того, по феодальному праву все, что оказывалось на земле в случае поломки телеги или падения лошади, оставалось у господина данной земли – «что с воза упало, то пропало».
Дополнительное примечание:
На самом деле самым выгодным маршрутом с севера Европы на юг был не сухопутный и даже не морской путь, а комбинированный сухопутный и речной. Товары на речных судах перевозились по Рейну, затем перегружались на повозки и доставлялись к месту назначения. Этот путь намного короче морского и быстрее сухопутного. Безусловно, больших транзитных расходов все равно было не избежать, но оно того стоило.