Перед вами два сообщения о взятии Константинополя, написанные современниками событий. Какие точки зрения они выражают? Подумайте, какое сооружение один из авторов (документ 2) называет Великой церковью. Кого он именует варварами?
1. …Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, и таких домов было достаточно [для всех]. Таким образом, войско пилигримов и венецианцев разместилось по квартирам, и все радовались чести и победе, которой удостоил их Бог, ибо те, кто находился [ранее] в бедности, [теперь] пребывали в богатстве и роскоши. Так отпраздновали они в этом торжестве и в этой радости, ниспосланной Богом, Вербное воскресенье и Великую Пасху. Им следовало, конечно, всемерно восхвалять нашего Господа Бога: ведь их всего-навсего было не более двадцати тысяч вооружённых людей, а с Божьей помощью они одолели четыреста тысяч человек или даже более, и притом в самом могущественном городе, отлично защищённом, городе великом и укреплённом со всех сторон.
2. …Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей, не только имущество горожан, но и то, что посвящено Богу.
Тому же, что нечестиво творили они в Великой церкви, трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнём и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты, необыкновенный и вызывавший удивление у всех народов, был разбит и разделён на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметные количеством и бесконечно прекрасные.
…Во всех отношениях трудно и почти невозможно было смягчить мольбами или как-то расположить к себе этих варваров… Всё могло разжечь их гнев, заслужить невежественную насмешку. Того же, кто хоть в чём-то возражал им… били за дерзость, а частенько обнажали против него и меч…
от

1 Ответ

Первый текст написан сторонником или участником крестового похода. В нем захват Константинополя объясняется милостью Бога. Второй текст написан византийцем. В нем грабежи, убийства и погромы в церквях называются своими именами. Великой церковью автор называет Собор Святой Софии. Варварами в его тексте названы сами крестоносцы, которые по своему поведению в захваченном городе ничем не отличались от готов или вандалов, захвативших Рим.
от