Ниже приведены точки зрения историков по поводу причин Смутного времени. Ознакомьтесь с ними. Какие причины Смуты выделили бы вы?
ДИСКУССИИ О ПРИЧИНАХ СМУТЫ
С. М. Соловьёв считал причиной Смуты «дурное состояние нравственности», явившееся результатом столкновения новых государственных начал со старыми — родовыми или дружинными. Ещё одной важной причиной Смуты, по мнению историка, являлось чрезмерное развитие казачества.
С. Ф. Платонов выделял две основные причины Смуты. Первая — пресечение династии Рюриковичей, вторая — социальная борьба народа против наступления крепостного права.
Н. И. Костомаров полагал, что ключевыми причинами Смуты являются внешние факторы: попытки римских пап распространить в России католичество и польских королей присоединить Российское государство к Речи Посполитой. Это совпало со сложной внутриполитической обстановкой в России в начале XVII в.
В. О. Ключевский говорил, что в Смуте участвовали все сословия российского общества в том порядке, в котором они находились на социальной лестнице России начала XVII в. Поскольку на верхней её ступени находилось боярство, то оно и начало Смуту.
А. А. Зимин главной причиной Смуты считал резкое усиление феодального гнёта в опричные и послеопричные годы, а также саму опричнину. Сущность Смуты он определял как борьбу низших сословий (крестьянства, холопов и др.) против феодалов.
Р. Г, Скрынников характеризовал события Смуты как первую в истории России гражданскую войну, в которой участвовали все сословия общества. Он выделял следующие причины Смуты: правление Ивана IV, «породившее ужас и отчаяние», введение самодержавия, кризис поместной системы землепользования, закабаление крестьян в конце XVI в., политика Бориса Годунова по ущемлению прав казачества (ликвидация их права торговать без пошлин и т. п.), а также трёхлетний голод. С. В. Бушуев пишет, что Смута была очень сложным процессом и являлась совокупностью нескольких кризисов. Первый из них — династический, второй — государственный, третий — социальный, четвёртый — нравственный.