В музыке XIX века воплотились идеи романтизма и национального возрождения народов Европы. Самыми популярными композиторами были Джоакино Россини (автор опер «Севильский цирюльник», «Вильгельм Телль»), Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини (оперы «Норма», «Пуритане»), Джузеппе Верди («Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Аида») из Италии. В Германии большой известностью мог похвастаться Людвиг ван Бетховен. Симфонии и сонаты Бетховена олицетворяли подъем немецкого национального духа. Эта тема гораздо ярче выражалась в творчестве Рихарда Вагнера, который использовал сюжеты народного фольклора. Примером является оперный цикл «Кольцо Нибелунгов». Национальный фольклор и мотивы нашли выражение в творчестве Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фридерика Шопена и Ференца Листа.
В конце XIX века в итальянской опере появляется новое направление – веризм (vero – истинный). Представителями веризма были Пьетро Масканьи, Джакомо Пуччини. Веризм характеризовался использованием достоверных сюжетов, реальным отображением душевного мира. Героями опер часто становились простые люди – крестьяне, бродячие актеры, мастера и художники. Вершиной музыкального искусства Франции было творчество Жоржа Бизе (опера «Кармен»).
В конце XIX-начале XX века прославились композиторы Клод Дебюсси и Рихард Штраус, в творчестве которых наблюдается стремление к новаторству.
На меня сильное впечатление произвела опера «Кармен» Жоржа Бизе. Композитор был французом, но показал понимание народной культуры и традиций Испании, ее песен и танцев, в частности хабанеры.
Во второй половине XIX века развивалось искусство балета. Итальянскими артистами, среди которых Э. Чеккетти, К. Брианца, П. Леньяни был принят особый стиль исполнения, распространившийся и в других странах.