Подготовьте исследовательскую работу на тему «Боярыня Феодосия Морозова: от картины В.И. Сурикова к историческому портрету».
от

1 Ответ

Картина «Боярыня Феодосия Морозова» – является одной из наиболее известных работ великого русского живописца Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916). Этот художник, прежде всего, известен как мастер написания полотен, посвященных различным периодам или персонажам истории России. Среди них: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 г.), «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.), «Степан Разин» (1910 г.).
«Боярыня Феодосия Морозова» была написана в 1884 – 1887 гг., и была посвящена старообрядческому движению и тяжёлой судьбе его участников. Сюжет этого полотна состоит в том, что 17 ноября 1671 г., закованная в цепи боярыня Ф. Морозова, отказавшаяся отрекаться от своих убеждений, была отправлена в заключение на санях в Чудов монастырь Московского Кремля. По дороге её встречает толпа людей, а она благословляет москвичей двумя пальцами (перстами), что в то время было категорически запрещено, согласно церковной реформе патриарха Никона. Данная картина также получила известность благодаря умению В. Сурикова удачно изобразить различные мелкие детали, без которых невозможно представить ту или иную историческую эпоху. К примеру, с большой точностью была изображена одежда тех лет, московские дома и строения и даже оттенки снега. К тому же художник посвятил значительную долю внимания не только главной героине, но и окружающей её толпе. Живописец чётко показал, что практически все собравшиеся сопровождать боярыню в монастырь искренне сочувствуют её положению, морально поддерживают её, а также осуждают тех, кто отдал приказ о заточении Ф. Морозовой.
И хотя реальная историческая личность и сформированный после ёё смерти образ, чаще всего, существенно отличаются, в случае с боярыней Ф. Морозовой художник максимально точно передал реальные события, без преувеличений и приукрашивания. Феодосия Прокофьевна Морозова (1632 – 1675) – реально существовавшая в XVII в. женщина, и одновременно с этим – видный деятель старообрядческого движения, близкая сподвижница протопопа Аввакума. Будущая героиня картины В. Сурикова происходила из знатной и влиятельной семьи. Её отец – Прокофий Соковнин был окольничим, т.е. занимал второй по значимости придворный чин в Российском государстве. Поначалу её жизненный путь мало чем отличался от девушек того времени. В 17 лет она была выдана замуж за богатого боярина Глеба Морозова, который к тому же находился в родстве с царской династией Романовых. В браке с ним, Феодосия Морозова родила сына Ивана. В 1662 г. её муж умер, и она посвятила себя воспитанию ребёнка и управлением доставшегося ей огромного состояния.
Кардинальные изменения в жизни боярыни Ф. Морозовой произошли на рубеже 1663 – 1664 гг. Тогда в Москву из ссылки вернулся протопоп Аввакум и к нему потянулись многие москвичи, недовольные церковными нововведениями. Среди старообрядцев было немало представителей боярских и дворянских фамилий, однако Феодосии Морозовой суждено было стать самой известной из них. Она всячески поддерживала единоверцев, помогая им материально, и даже использовала свое высокое положение при дворе, чтобы спасти некоторых старообрядцев от расправы. Постепенно она превратилась в религиозную фанатичку и в 1670 г. тайно приняла монашеский постриг, под именем Феодоры.
Царь Алексей Михайлович, который полностью поддерживал церковные реформы, поначалу пытался повлиять на боярыню через её окружение и родственников. Однако это не принесло успеха. Государь всё более был недовольным действиями Ф. Морозову, которая начала открыто проповедовать старообрядчество среди московской знати. И это при том, что согласно решению Великого Московского церковного собора 1666 – 1667 гг. старообрядцы были официально объявлены еретиками. Последней каплей в чаше царского терпения стал публичный отказ от участия в свадьбе Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной (матери будущего императора Петра I Великого).
16 ноября 1671 г. по приказу царя Феодосия Морозова и её сестра Евдокия Урусова, которая также исповедовала старообрядчество, были арестованы и заключены в Чудов монастырь (именно этот эпизод был запечатлён на знаменитом полотне В. Сурикова). Несмотря на многочисленные допросы (с применением пыток) и предложений отречься от своего вероучения, Ф. Морозова твёрдо стояла на своём. Тем более, что ей оказывали помощь многие втайне сочувствующие москвичи. Тогда её вместе с сестрой перевели в Псково-Печерский монастырь, отличающийся более строгими порядками. Не повлияла на Ф. Морозову и скоропостижная смерть её сына Ивана Глебовича, которую православное духовенство пыталось преподнести в качестве наказания Божьего, а также – конфискация всего имущества боярыни в пользу царской казны.
Сестёр Феодосию Морозову и Евдокию Урусову неоднократно хотели приговорить к сожжению на костре как злостных и нераскаявшихся еретиков. Однако от этой смерти их спасло заступничество многих представителей боярской аристократии. Тогда, по приказу Алексея Михайловича, они были заточены в земляную тюрьму «на хлеб и воду» в Боровском городском остроге, а 14 их слуг, отказавшихся отказаться от старообрядчества, были сожжены. Согласно тайному приказу, тюремщики специально уморили узниц голодом. 11 сентября 1675 г. от истощения скончалась Е. Урусова, а вслед за ней 2 ноября 1675 г. – боярыня Ф. Морозова.
Так окончила свой жизненный путь женщина, готовая отказаться от всех прелестей богатой и стабильной жизни, ради убеждений, которые она искренне считала единственно правильными. Её не испугали не пытки, не унижения, ни смерть. Недаром, наравне с казненным протопопом Аввакумом, Феодосия Морозова до сих пор почитается старообрядческой церковью как святая, а Евдокия Урусова – как преподобная мученица.
от