Философские предпосылки | 1. Жан-Жак Руссо 2. Фихте И. Г. – концепция абсолютного «Я», чьё бытие бесспорно 3. Шеллинг Ф. В. – создал свою систему диалектики природы. 4. Г. Гегель – существование мира в пределах «субъективного Я». | Г. Спенсер – влияние на развитие общественной мысли и литературы оказали идеи, развивающие естествознание. | - Совокупность философско-эстетических идей начала ХХ в. - Модернистские направления опираются не столько на философские и эстетические концепции, сколько на другие явления культуры. |
Социально-исторические предпосылки возникновения | - Крушение идей французской революции. - Война за независимость в Америке (1775-1783 гг.). - Англо-Американская война 1812-1814 гг. - Война между Севером и Югом (1861-1865 гг.). | - Развитие английского общества по пути буржуазии. - Революция во Франции. - Парламентская избирательная реформа 1832 г. и начало чартистского движения. - Развитие рабочего движения. | - Рухнули ценности традиционной гуманистической литературы. - Первая мировая война. - Разрыв искусства XIX в. традиционными источниками финансовой поддержки. |
Опора на предшествующую литературную традицию | - Отказ от предшествующей «риторической» литературной традиции. - Восторгались гением Шекспира. | - Связь с предшествующей эпохой романтизма, исторического романа. - Следование традиции просветительского эссе и памфлета, развитие предромантических элементов. - Постановка проблем воспитания, образования человека, формирование его идейных и нравственных принципов. | - Стремление утвердить новые нетрадиционные начала. - Предпочтение ценностей «современного» свободе и индивидуальности. - Разрыв не только с традицией реалистического подобия, но и западной культурно-литературной традицией. - От реализма взят внутренний анализ, но он развит. |
Хронологические рамки в американской и в английской литературе | 1790-1820 гг. | Утверждается в 30-40-е годы XIX века. Расцвет – вторая половина 40-х годов. | 1-й этап – последняя треть XIX века. 2-й этап – конец XIX века – середина ХХ века. 3-й этап – 10-е годы ХХ века. |
Представление о реальности, её основных законах | - Представление романтиков о Вселенной, как об идеале Божественного творчества. - Восприятие мира в раннем романтизме как целостного и божественного по своей природе и последующие идеи двоемирия. - Трагическое осознание романтиками невозможности понимания и передачи человеком «божественного логоса» во всей полноте его значения. | - Деньги – эквивалент благополучия. - Реалисты помещают героя в самую гущу общества. Важен не результат выделения гения из толпы, а сам процесс. - Писатели создают историческую картину современного общества. - Судьба человека обусловлена социальными связями. | - Превыше всего ценность индивидуального видения мира. - Мир предстаёт в жёстком, холодном цвете. - Демонстративный уход от общественной проблематики, замыкание в рамках частного мира. |
Представление о человеке | - Психология бунтующей личности. - Романтических героев объединяет чувство своей собственной исключительности. - Это осознаётся как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. | - Герой – появляется человек, который делает себя сам. - Отказывается от заранее известных оценок. - Каждый из объектов может заинтересовать реалистов. - Характерный образ человека, который мечтает покорить мир. | - Человек – существо бессильное, фатальное, обречённое. |
Принципы изображения реального мира, общества | - Реальность – это мир странноватый, умопомрачительный, необычный. - Большое место занимает возвышенное и прекрасное. - Историзм в изображении и оценке действительности обуславливал критическое отношение к буржуазному обществу, развивающемуся после революции и обнаруживающему свою порочность. - Склонность к игнорированию материального мира. | - В центе мира – человек. Важно внешнее окружение героя. - Детально описывается внешний мир. - Связь с историческими обстоятельствами. - Обогащение описания действительности аналитическими и критическими рассуждениями. | - Мир изображается не реальный, а через призму индивидуальности автора. - Приоритет личного перед общественным. |
Ведущие жанры, характерные для данных литературных направлений | Лирическая поэзия, лиро-эпическая поэма | Роман | Роман, роман потока сознания |
Крупнейшие представители направлений | Уильям Блейк, Уильям Копридж, Джордж Гордон Байрон, Перси Шелли, Джон Китс, Вальтер Скотт | Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Шарлотта и Эмили Бронте, Элизабет Гаскелл, Джордж Элиот | Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоуренс |
Характерные стилевые приёмы | - Обращение к природе. - Обращение к народному творчеству. - Обращение к условным приёмам. | - Правдивое неискажённое воспроизведение реальной действительности. - Историзм и социальный анализ. - Отбор наиболее характерных деталей реального мира. - Сосуществование критического и утверждающего пафоса. - Психологизм. | - Передача потока сознания, перебои мысли, параллельное и перекрещивающееся движения нескольких рядов мыслей. - Фрагментарность, монтаж, перемещающаяся точка зрения. |
Ведущие тенденции в культуре, представители направлений в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, музыке | Художники – Джон Констебл и Ричард Бонингтон, Уильям Тёрнер, Эдвард Бёрн-Джонс, Россетти Щ. Г., У. Моррис. Музыка – Эдвард Элгар. Театр – Эдмунд Кин. Драматургия – Байрон, Шелли. | Живопись – Уильям Хогарт, Джейкоб Лоуренс, Генри Реберн. | Архитектура – Чарльз Рени Макинтош. Живопись – Перси Уиндем Льюис, Лоуренс Аткинсон, Дэвид Бомберг. |