Заполните сравнительную таблицу  «Английская литература романтизма, реализма, модернизма, основные черты»
от

1 Ответ

Основные черты

Английский романтизм

Английский реализм (XIX в.)

Английский модернизм

Философские предпосылки

1. Жан-Жак Руссо

2. Фихте И. Г. – концепция абсолютного «Я», чьё бытие бесспорно

3. Шеллинг Ф. В. – создал свою систему диалектики природы.

4. Г. Гегель – существование мира в пределах «субъективного Я».

Г. Спенсер – влияние на развитие общественной мысли и литературы оказали идеи, развивающие естествознание.

- Совокупность философско-эстетических идей начала ХХ в.

- Модернистские направления опираются не столько на философские и эстетические концепции, сколько на другие явления культуры.

Социально-исторические предпосылки возникновения

- Крушение идей французской революции.

- Война за независимость в Америке (1775-1783 гг.).

- Англо-Американская война 1812-1814 гг.

- Война между Севером и Югом (1861-1865 гг.).

- Развитие английского общества по пути буржуазии.

- Революция во Франции.

- Парламентская избирательная реформа 1832 г. и начало чартистского движения.

- Развитие рабочего движения.

- Рухнули ценности традиционной гуманистической литературы.

- Первая мировая война.

- Разрыв искусства XIX в. традиционными источниками финансовой поддержки.

Опора на предшествующую литературную традицию

- Отказ от предшествующей «риторической» литературной традиции.

- Восторгались гением Шекспира.

- Связь с предшествующей эпохой романтизма, исторического романа.

- Следование традиции просветительского эссе и памфлета, развитие предромантических элементов.

- Постановка проблем воспитания, образования человека, формирование его идейных и нравственных принципов.

- Стремление утвердить новые нетрадиционные начала.

- Предпочтение ценностей «современного» свободе и индивидуальности.

- Разрыв не только с традицией реалистического подобия, но и западной культурно-литературной традицией.

- От реализма взят внутренний анализ, но он развит.

Хронологические рамки в американской и в английской литературе

1790-1820 гг.

Утверждается в 30-40-е годы XIX века. Расцвет – вторая половина 40-х годов.

1-й этап – последняя треть XIX века.

2-й этап – конец XIX века – середина ХХ века.

3-й этап – 10-е годы ХХ века.

Представление о реальности, её основных законах

- Представление романтиков о Вселенной, как об идеале Божественного творчества.

- Восприятие мира в раннем романтизме как целостного и божественного по своей природе и последующие идеи двоемирия.

- Трагическое осознание романтиками невозможности понимания и передачи человеком «божественного логоса» во всей полноте его значения.

- Деньги – эквивалент благополучия.

- Реалисты помещают героя в самую гущу общества. Важен не результат выделения гения из толпы, а сам процесс.

- Писатели создают историческую картину современного общества.

- Судьба человека обусловлена социальными связями.

- Превыше всего ценность индивидуального видения мира.

- Мир предстаёт в жёстком, холодном цвете.

- Демонстративный уход от общественной проблематики, замыкание в рамках частного мира.

Представление о человеке

- Психология бунтующей личности.

- Романтических героев объединяет чувство своей собственной исключительности.

- Это осознаётся как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя.

- Герой – появляется человек, который делает себя сам.

- Отказывается от заранее известных оценок.

- Каждый из объектов может заинтересовать реалистов.

- Характерный образ человека, который мечтает покорить мир.

- Человек – существо бессильное, фатальное, обречённое.

Принципы изображения реального мира, общества

- Реальность – это мир странноватый, умопомрачительный, необычный.

- Большое место занимает возвышенное и прекрасное.

- Историзм в изображении и оценке действительности обуславливал критическое отношение к буржуазному обществу, развивающемуся после революции и обнаруживающему свою порочность.

- Склонность к игнорированию материального мира.

- В центе мира – человек. Важно внешнее окружение героя.

- Детально описывается внешний мир.

- Связь с историческими обстоятельствами.

- Обогащение описания действительности аналитическими и критическими рассуждениями.

- Мир изображается не реальный, а через призму индивидуальности автора.

- Приоритет личного перед общественным.

Ведущие жанры, характерные для данных литературных направлений

Лирическая поэзия, лиро-эпическая поэма

Роман

Роман, роман потока сознания

Крупнейшие представители направлений

Уильям Блейк, Уильям Копридж, Джордж Гордон Байрон, Перси Шелли, Джон Китс, Вальтер Скотт

Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Шарлотта и Эмили Бронте, Элизабет Гаскелл, Джордж Элиот

Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоуренс

Характерные стилевые приёмы

- Обращение к природе.

- Обращение к народному творчеству.

- Обращение к условным приёмам.

- Правдивое неискажённое воспроизведение реальной действительности.

- Историзм и социальный анализ.

- Отбор наиболее характерных деталей реального мира.

- Сосуществование критического и утверждающего пафоса.

- Психологизм.

- Передача потока сознания, перебои мысли, параллельное и перекрещивающееся движения нескольких рядов мыслей.

- Фрагментарность, монтаж, перемещающаяся точка зрения.

Ведущие тенденции в культуре, представители направлений в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, музыке

Художники – Джон Констебл и Ричард Бонингтон, Уильям Тёрнер, Эдвард Бёрн-Джонс, Россетти Щ. Г., У. Моррис.

Музыка – Эдвард Элгар.

Театр – Эдмунд Кин.

Драматургия – Байрон, Шелли.

Живопись – Уильям Хогарт, Джейкоб Лоуренс, Генри Реберн.

Архитектура – Чарльз Рени Макинтош.

Живопись – Перси Уиндем Льюис, Лоуренс Аткинсон, Дэвид Бомберг.

от