Представители | Наиболее цельное выражение консерватизм получил в Теории официальной народности, разработанной министром С. С. Уваровым. Идеологию консерватизма развивали журналисты Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч. Профессор истории Московского университета М. И. Погодин. Профессор Петербургского университета О. И. Сенковский | Славянофилы – братья И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин. Западники – П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин | Участники революционных и просветительских кружков. Эти кружки были немноголюдны, их членами были в основном представители слоя разночинцев. Кружок братьев Критских, Московский кружок Н. В. Станкевича; В. Г. Белинский; М. А. Бакунин; члены кружка А. И. Герцена, Н. П. Огарева; Кружок петрашевцев, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин; Н. А. Спешнев; В. А. Милютин |
Взгляды | Согласно этой теории православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства. Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России. Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства. Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. На основе этих идей делался вывод о том, что социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизни | Славянофилы были уверены в самобытности пути развития России. К самобытным чертам славянофилы относили крестьянскую общину как основу социальной. Земские соборы они оценивали как органы плодотворного сотрудничества народа и царя. Православие славянофилы считали единственно верной религией. Реформы, которые провёл Пётр I, славянофилы воспринимали как крайне негативный опыт насаждения чужеродных порядков, свернувших Россию с «истинного» пути | Считали необходимым кардинальные перемены системы революционным путём. Представителями кружков в основном являлись разночинцы. Кружок братьев Критских (1826-1827 гг.) развивал декабристские идеи и тактики. Вели пропаганду революционных идей офицеров, студентов, чиновников, не исключали возможности цареубийства. Кружок Станкевича (1831-1839 гг.) посвятил свою деятельность изучению работ западных философов. Они осуждали крепостничество, возлагали большие надежды на просвещение. Челны кружка Герцена и Огарева произведения французских просветителей, анализировали революционные события в Европе и изучали теорию утопического социализма. Герцен, будучи в эмиграции, разработал теорию русского социализма (1845-1849 гг.). Они обсуждали проблемы России, критиковали самодержавие и крепостное право |