Процесс индустриализации менял состав общества: исчезали ремесленники-ткачи, появились наёмные рабочие и национальная буржуазия, формировалась индийская интеллигенция и средний класс. В 1835 г., желая получить преданных служащих британской короны, англичане провели реформу индийского образования. В Индии стали создаваться средние школы с европейской программой обучения. Но именно в кругах европейски образованной интеллигенции зарождается понимание экономической отсталости страны и необходимости уничтожения кастовых различий и других жестоких традиций. Крупнейшим представителем этой интеллигенции был Раммохан Рай (1772—1833). Раммохан Рай выступал против кастового неравенства, именно по настоянию его и его сторонников английские колониальные власти запретили жестокий обычай сжигания вдов на погребальном костре мужа. В период британского колониализма формируется новый средний класс, который составили мелкие служащие, помогавшие британской администрации, юристы, коммерсанты, выступавшие посредниками в торговле английскими товарами. Однако английское господство не позволяло им стать хозяевами в своей стране. Именно в этой среде стали распространяться идеи необходимости достичь национальной независимости.