Промышленная революция второй половины XIX в. представляла собой радикальный технический переворот и привела к интенсивному экономическому росту. Индустриализация превратила крупную промышленность в основу экономики. Железная дорога стала важнейшей частью «транспортной революции», которая привела к созданию единого рынка в отдельных странах, а также складыванию мирового рынка. Главным двигателем в экономике стало развитие промышленного капитализма. Наряду с изменениями экономического роста происходила трансформация самой экономической структуры: сельскохозяйственный сектор все больше сдавал свои позиции промышленному, хотя производительность труда в сельском хозяйстве усилилась из-за развития капиталистических отношений в деревне. Развивался современный промышленный капитализм, основанный на свободе конкуренции и стремлении к прибыли. На рубеже XIX и XX в. в нем усиливались монополистические тенденции.