Конечно, при Петре I развивались все направления промышленности, однако наибольшее развитие получили горнодобывающие и металлургические, текстильные, судостроительные предприятия, которые поставляли корабли, оружие, амуницию и обмундирование для российской армии. Именно эти сферы промышленности следует рассматривать в первую очередь на карте.
Металлургическая отрасль во времена Петра I была сосредоточена в Тульско-Каширском регионе, Олонецком крае (Карелия) и на среднем Урале. Если Городищенские металлургические заводы были построены еще до Петра, то развитие заводов в Карелии и на Урале связано именно с правлением Петра I. На карте вы можете найти эти три региона по скоплениям значков металлургических заводов.
• Невьянский чугуноплавильный и железноделательный завод, созданный по указу Петра I на реке Нейва (сегодня город Невьянск Свердловской области) существует и по настоящий день. Но в начале XX столетия завод утратил свой статус металлургического из-за выработки близлежащих рудных карьеров и переориентировался на производство различных машин и механизмов. Сегодня завод носит название «Невьянский машиностроительный завод».
• Каменский чугунолитейный завод расположен в городской черте Каменска-Уральска Свердловской области. Завод выпускал орудия, а после 1705 года долгое время специализировался на производстве железа, стали и боеприпасов. Завод закрыт в 1926 году, но предприятия, унаследовавшие оборудование Каменского завода, продолжали выпуск хозяйственной утвари, а после Великой Отечественной войны — электродвигателей.
• Олонецкий Петровский пушечно-литейный (в городе Петрозаводск) завод был одним из важнейших металлургических заводов петровских времен, поскольку поставлял армии пушки различного калибра. К сожалению, с окончанием войны из-за снижения госзаказа завод постепенно пришел в упадок и был закрыт.
• Повенецкий завод (на берегу Онежского озера, поселок Повенец, Карелия). Судьба его была аналогичной Петровскому заводу. Сегодня от завода остались лишь остатки доменных печей. Их охраняют, как памятник промышленной архитектуры.
• Кончезерский медеплавильный и чугуноплавильный завод – еще один завод в системе Олонецких металлургических предприятий в Карелии. Он был закрыт в период промышленного кризиса в 1905 году. Сегодня этот памятник промышленной архитектуры находится в катастрофическом состоянии.
Текстильная промышленность при Петре I в основном создавалась в крупных городах европейской части России: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Казани, Липецке.
• Ярославская Большая мануфактура – крупнейшая историческая фабрика Ярославля, созданная голландскими и русскими купцами в 1722 году при поддержке Петра I. Сегодня фабрика работает под названием «Красный Перекоп» и выпускает технические ткани, нитепрошивные полотна, полотна из хлопчатобумажных, химических и комбинированных нитей.
• Казенная суконная фабрика в Липецке была построена в 1713 году при Липском железном заводе. На ней выпускалось сукно и грубая шерстяная ткань, которую использовали для шитья мундиров. Была закрыта в конце XVIII века из-за убыточности.
• Московская суконная мануфактура была основана купцами Сериковым и Дубровским в 1698 году.
• Суконная слобода в Казани в виде комплекса мануфактур была создана по приказу Петра I для снабжения армии и флота сукном. Сегодня от слободы мало что осталось.
Судостроительная отрасль по понятным причинам была сосредоточена в городах, имеющих выход к морю или рекам, по которым можно добраться до моря (Нева, Двина, Волга, Дон): Санкт-Петербург, Архангельск, Воронеж, Астрахань, Нижний Новгород, Казань и т.д.
• Олонецкая верфь – комплекс верфей на реках Свири и Сяси. С этой верфи сошел первый фрегат Балтийского флота «Штандарт», имевший 28 пушек. Верфь просуществовала до 1829 году.
• Адмиралтейская верфь была создана в 1704 году и представляла собой укрепленную крепость с сотней корабельных орудий для отражения атак шведов. Адмиралтейская верфь сегодня — одно из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга, входящее в Объединенную судостроительную корпорацию.
• Астраханская верфь существует до сих пор. Она стала предшественницей астраханского Южного центра судостроения и судоремонта.
• Соломбальская верфь в Архангельске была первой серьезной верфью в России. На ней был построен первый малый фрегат «Апостол Павел. Мастерство поморских корабелов, большие запасы строевого леса (в первую очередь лиственницы) и удачные проекты судов – все это принесло Архангельску славу, выходящую далеко за пределы России. Многие боевые корабли Балтийского флота были построены именно на берегах Двины. Верфь была упразднена в 1862 году. Однако северодвинские кораблестроители продолжают дело, начатое на Соломбальской верфи.