У Февронии было понимание, что необходимо вылечить не только телесные раны Петра, но и дать душевное исцеление -кротостью и смирением.
Феврония умна, то есть духовна; князь – разумен, то есть рассудком пытается постичь непостижимые вещи. Вот и пытается Феврония через череду испытаний выработать у Петра смирение и привести его в истинный разум. Она не только может вылечить Богом ей суженого, но и хочет это сделать.
Первое условие: «если будет мягок сердцем и смирен», то обретет исцеление. Не проявил князь сразу смирения. Зная об этом, Феврония ставит новое ему условие: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!» Здесь кроется очередная – мудрая – загадка Февронии: не стать супругой князю она хочет, а спрашивает себя: сможет ли она сама быть супругой князю?
Князя Петра привозят в дом к деве Февронии, которая соглашается исцелить его, если он станет ее мужем. Клеймо иконы
Князя Петра привозят в дом к деве Февронии, которая соглашается исцелить его, если он станет ее мужем. Клеймо иконыЦель, вроде бы, одна и та же, да смысл разный. Именно ей самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть супругой князю! Князь же уловил лежащий на поверхности смысл: девица заставляет его на себе жениться, и возмутился: «Как можно князю взять себе в жены дочь древолаза?!» Не уловил он в словах девушки более глубокий смысл: не супруге не подобает и врачевать его. И с небрежением отнесся к словам ее. Не понял вложенного в слова Февронии смысла – проиграл в мудрости ей. И в благородстве, поскольку сразу же замыслил в сердце обман: «Скажите ей, пусть врачует. Если же вылечит, обязуюсь взять ее себе в жены». Нет в нем оговоренного Февронией как условие врачевания смирения. Княжеская гордыня (простолюдинка – не ровня ему) взяла верх. Ради временной выгоды (выздоровления) готов и грех совершить – обмануть.
Чувствуется торжество в возвращении выздоровевшего героя – победителя змея в родной город Муром. Добился вроде бы он намеченной цели – избавился от язв. Но намеченной цели не добилась Феврония. И Божественный Промысл не сбылся. Не была она обманщицей и не собиралась хитрить и лукавить, когда велела передать князю, чтобы один струп оставил. Она испытывала Петра: мужа ведь себе выбирала, княжескую гордыню побороть хотела ради спасения его души.
От оставшегося струпа болезнь быстро возродилась, ведь причина ее не была устранена: сердце князя не стало смиренным.
Теперь князь ведет себя уже по-иному: не приказывает лечить, а просит врачевания. Смирился. Феврония без гнева и гордыни приняла княжеское извинение, ибо ожидала его. Зная же Божественный Промысл о них, ставит новое условие: «Если будет мне супругом, то будет вылечен». На сей раз князю предстоит доказать жизнью, что сможет он быть ее верным супругом, данным ей Богом. Если раньше, казалось, Феврония могла только робко поставить условие, которое князь проигнорировал, то теперь она твердо его диктует, ибо творит Божественную волю. И если прежде князь просто пообещал жениться на ней, не чувствуя этой Божественной воли о себе, то на сей раз «даст ей твердое слово». И получив исцеление (не просто тела, но души – кротостью и смирением!), взял ее себе в жены. Так Феврония стала княгинею.