- Перемены в экономической и политической жизни и появление книгопечатания определили дальнейшее распространение грамотности и просвещения не только в среде феодалов и духовенства, но и среди посадских людей. Об этом свидетельствуют делаемые ремесленниками пометки имён заказчиков на сапожных изделиях, отметки цифрами на венцах деревянных срубов, надписи имён владельцев на бочках и других хозяйственных предметах.. Указание на сравнительно широкое распространение грамотности среди городского населения, особенно зажиточного, находится в известном памятнике литературы XVI в. -Домострое, в котором говорится о необходимости вести в хозяйстве письменный учёт.
- С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных связей с европейскими и восточными странами возрастала потребность в людях, знающих иностранные языки.
- Грамотность сделалась достоянием значительно более широких кругов населения, чем раньше. Большое количество торговых- людей и ремесленников в городах, как это показывают многочисленные подписи посадских людей на числобитьях и других актах, умели читать и писать. Грамотность распространялась и среди крестьянского населения, главным образом среди черносошных крестьян, о чём можно судить позаписям на рукописях XVII в., сделанным их владельцами - крестьянами. В дворянских и купеческих кругах грамотность была явлением уже обычным. В XVII столетии делаются усиленные попытки создания в России постоянно действующих учебных заведении. Однако только в конце столетия эти попытки приводят к созданию первого высшего учебного заведения. Сначала правительство открыло в Москве училище (1687), в котором учёные-греки братья Лихуды преподавали не только церковные, но и некоторые светские науки (арифметику, риторику и пр.). На основе этого училища возникла Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении.