Реформа системы управления государством стала первым значимым преобразованием Екатерины II. Следует в целом обрисовать, как выглядела центральная администрация и система управления регионами, задуманная реформами Петра I. Центральная администрация имела бюрократический состав и характер управления, а в управлении местном поддерживался сословный элемент – участие двух классов общества (дворяне и горожане). В качестве примера можно привести выборные должности в регионах, городовые ратуши и магистраты, действовавшие независимо от губернаторов. Также Пётр I стремился отделить суд от областной администрации.
После смерти Петра I вся выстроенная им система была фактически разрушена. Преемники Петра I на российском престоле посчитали ее слишком сложной и упростили ее до примитивного состояния. При этом произошли перекосы в системе управления. Большую власть в центральной администрации получили бюрократы – чиновная знать, которые почуяв запах власти, захотели получить еще больше власти. Это проявилось в получении бюрократами контроля над Сенатом. Высшим контролером над всей системой управления и судом получают странные учреждения с законодательным авторитетом: Верховный совет при Екатерине I и Петре II, Кабинет министров при Анне Иоанновне, Конференция при Елизавете и девятичленный Совет при Петре III.
Регионы в свою очередь фактически потеряли свободу сословного самоуправления: магистраты при Екатерине I были подчинены губернаторам, а при Петре II упразднен главный магистрат, а городовые магистраты получили более простой состав и функции.
Таким образом, освободившись от давления знати в центре и от надзора общества в провинции, новая чиновная аристократия внесла в управление личный произвол, который расстроил административный порядок, устроенный Петром I.
Екатерина II ясно представляла, что ей нужно сделать: надо было дать правительственным учреждениям прочное основание и точные законы и границы их деятельности. Однако, в реальности все оказалось не так просто. Екатерина II своей областной реформой создала более продуманную систему управления губерниями, уездами и городами. Она усилила в системе местного самоуправления внесенный еще Петром I сословный элемент, губернские учреждения открыли еще больше простора участию дворянства и городского населения в местной администрации. Екатерина ввела новые судебные принципы, разделив суды по типу делопроизводства и по сословиям. Если сказать по-простому, Екатерина II попыталась разделить администрацию и судебную власть и дать больше полномочий регионам. С одной стороны, это ведь замечательное решение, устраняющее конфликт интересов. С другой стороны, такая система требовала создания единообразных органов управления в регионах, большего штата чиновников и выборных должностей. Это привело увеличению расходов на содержание госаппарата, что при слабой экономике сильно ударило по бюджету государства. При этом Екатерине II за все время своего правления так и не удалось реформировать центральное управление, из-за чего постоянно возникали конфликты между старой чиновничьей центральной администрацией и региональными органами управления.
Подводим итог. Если нужно доказать повышение эффективности системы государственного управления, то можно сказать, что введение выборных органов самоуправления и передача ряда полномочий в регионы более эффективны, чем управление огромной страной из единого центра. И безусловно, эти реформы еще больше приблизили нашу страну к ведущим европейским государствам. Но на самом деле требуется гораздо более глубокий и комплексный анализ, чтобы понять, что на тот момент было более выгодно с политической, экономической и социальной точки зрения.