Из книги отечественного философа Э. В. Ильенкова (1924 —1979) «Философия и культура».
«Ум» («мудрость») — это не «знание» само по себе, не совокупность сведений, заложенных образованием в память, не информация и не совокупность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это — умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности, и главное — самостоятельно эти знания добывать, пополнять — так издавна определяет «ум» всякая действительно умная философия. И обязательно ведёт к образованию ума, мышления.

Вопросы и задания к документу
1. Как вы понимаете основную идею текста? Можно ли сказать, что знания сами по себе никакой ценности не имеют? 2. Противоречат ли рассуждения Э. В. Ильенкова известному философскому утверждению «знание — сила»? Аргументируйте свой ответ. 3. На основе приведённого текста определите основные признаки понятия «ум». 4. Приведите примеры того, как усвоенные знания помогают решать проблемы, возникающие в жизни.
от

1 Ответ

1. Я думаю, что основная идея текста заключается в необходимых человеку знаниях, чтобы приобрести ум и мудрость, научиться распоряжаться этими знаниями и самостоятельно их приобретать. Знания выполняют роль некоего интеллектуального инструмента, который человек использует или не использует в своей жизни.
 
Автор пишет: ««Ум» («мудрость») — это не «знание» само по себе, не совокупность сведений, заложенных образованием в память, не информация и не совокупность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это — умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности, и главное — самостоятельно эти знания добывать, пополнять — так издавна определяет «ум» всякая действительно умная философия.»
 
2. Нет, не противоречат, потому что накопленный опыт – это наша сила. У человека есть возможность применять эти знания в жизни, упрощая свою жизнь или решая свои проблемы.
 
3. Основные признаки понятия «ум»:

- умение распоряжаться знаниями;

- умение соотносить знания с фактами и событиями реальной жизни;
 
- самостоятельно добывать и пополнять знания.
 
4. Например, мы изучаем по школьной программе Конституцию РФ, свои права и обязанности, которые в будущем пригодятся в жизни. Также существует закон «о защите прав потребителей», по которому мы можем вернуть вещь или продукт ненадлежащего качества.
от