Николай Васильевич Гоголь ярко, живо, реалистично изображает образы своих персонажей, дает им глубокую характеристику, он пишет, что самым сложным и «трудным» в комедии является образ того, кого приняли за ревизора. «Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание, но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо». Загадка Хлестакова, конечно же в том, что он не тот, за кого его принимают, на самом деле это – мелкий, легкомысленный человек, ни к чему в жизни не стремящийся, пустой и бездушный.
Он живет одним днем и полностью отдается «приятности» нового положения. И его главное качество – стремление порисоваться, пустить пыль в глаза — проявляется в полной мере. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге. Художественный образ Хлестакова точно попал в цель, которую ставил перед собой писатель, поэтому его можно считать настоящим открытием Н.В. Гоголя, которое смог оценить его читатель, причём не только в 19 столетии. И поэтому можно считать, что Ю. Манн совершенно верно рассуждает о том, что «Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя». Мы видим перед собой как будто реального "ревизора" того времени - самодовольного, слабохарактерного, непорядочного человека. Его душа потёмки для окружающих, но он с готовностью рад им подыграть, абсолютно не задумываясь о возможных последствиях.
Как оказалось, Хлестаков падкий на похвалу и лесть человек, ему даже не хочется заморачиваться мыслями о том, почему так происходит. И он доволен собой. Ему нравится то, что его обихаживают, расхваливают, заискивают перед ним. Н.В. Гоголь удивительно точно и тонко преподнёс читателю этого безнравственного, беспринципного, отвратительного человека. Хлестаков не пользуется сознательно выгодой своего положения, он и не задумывается, в чём оно состоит, только перед самым отъездом у него возникает смутная догадка, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого, но за кого именно, — он так и не понял.
Несомненно, Хлестаков, конечно, негодяй, но окружают его тоже люди порочные и непорядочные. Они не лучше Хлестакова и, может быть, даже хуже. Как говорится, все они "одним миром мазаны", что и хотел наглядно показать Гоголь. И это автору отлично удалось.