1. Цели образования | Повысить уровень образованности и религиозного воспитания | Развитие грамотности и наук. | Следование заповедям Корана, обязывающего «стремиться к знаниям», распространение ислама. |
2. Ступени образования | Тривиум и квадриум | Начальная школа, школа грамматиста, школа ритора, высшая школа. | Начальная школа, средняя ступень, высшая ступень. |
3. Виды школ | Церковные соборные и монастырские школы | Государственные, частные и церковные школы. | Семейное обучение, частные школы, медресе. |
4. Школьные предметы | Тривиум – грамматика, риторика, диалектика. Квадриум – арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Только после изучения всех этих предметов ученик имел возможность изучать богословие. | Чтение, грамматика, математика, геометрия, пение, астрономия, литература, история, мифология, география, метрика, риторика, декламация, изучение религиозных и философских трудов. | Коран, физическое и военное воспитание, чтение, письмо, счет, грамматика, литература, право, теология, стихосложение, риторика, логика, математика, астрономия, история, медицина, философия |
5. Отношение к получению образования, образованным людям | Образованный человек мог стать либо священником, либо чиновником. | Образованный человек, даже простолюдин, мог сделать карьеру, стать юристом, военным, чиновником. | Ученые люди ценились и почитались. Богатые люди держали их при своем дворе, финансировали их изыскания, делали дары. |
6. Выводы | Образование было плохим. Подавляющее большинство людей низших сословий не имели доступ к образованию. После смерти Карла Великого священники вообще добились запрета на обучение в церковных школах для простых людей. Количество грамотных людей уменьшилось. | Образование было хорошим, но не массовым. Общая численность образованных не превышала 15 %. Тем не менее образование стимулировало развитие культуры, науки и искусств. | Стремиться к знаниям – долг каждого мусульманина. Образование помимо передачи знаний носило воспитательный характер. Арабское образование и наука намного опережали по уровню развития европейские. Именно труды арабских ученых послужили основой для европейской науки. |