Столетняя война (1337–1453) стала важной вехой в развитии военного искусства. Фактически она стала рубежом, который отделил войны феодального (рыцарского) типа от войн нового времени, которые были основаны на использовании регулярных армий. Со времен Карла Мартелла, т.е. с первой половины VIII в., практически во всех государствах Европы войско строилось на принципах вассально-ленной системы. Такде следует отметить, что главным тактическим приёмом большинства сражений Средневековья была атака тяжеловооруженной рыцарской конницы. Именно она, чаще всего, определяла исход битвы. При этом пехота, а тем более лучники играли второстепенную роль. Более того, традиционно рыцари с глубоким презрениям относились к пехотинцам и лучникам, считая только конницу «благородным» родом войск. Столетняя война перевернула вековые военные традиции с ног на голову.
Основными новшествами указанного периода можно назвать:
а) Использование тактик и приёмов, нетипичных для средневековых войн. Особое место в этом принадлежит англичанам. Вместо традиционного использования тяжеловооруженной конницы, на которую делали ставку французы, англичане эффективно сочитали отряды лучников и спешенных латников. Именно в этом состояло их тактическое искусство Столетней войны. Именно такой поход дал возможность им одержать блестящие победы при Креси (1346 г.), Пуатье (1356 г.) и Азенкуре (1415 г.), не смотря на то, что во всех трёх случаях французское войско по численности значительно превосходила английское. Боевое построение англичан состояло из спешившихся латников между выдвинутыми вперед отрядами лучников на их флангах. Эта тактика основывалась на опыте, полученном в войн против шотландцев и валлицев в конце XIII – начале XIV вв. Англичане быстро усвоили, что тяжелая кавалерия бессильна против решительной, сомкнувшей ряды, вооруженной копьями пехоты, особенно если им помогали лучники. Французские рыцари недооценили мощь залповой стрельбы лучников, поскольку считали лук «неблагородным» оружием, или оружием простолюдинов. Следует отметить, что англичане использовали не просто лук, а т.н. английский длинный лук, обладающий большой пробивной силой и большей, чем у французского арбалета, скорострельностью.
Определёнными новаторами можно назвать также французов. Их изюминкой стало использование методов партизанской войны. Учитывая то, что основные события происходили на территории Франции, местное население относилось к англичанам, как к захватчикам, и боролось с ними всеми доступными средствами, в т.ч. и «неблагородными». Такой подход был популярным особенно в те периоды, когда армии, состоявшие из рыцарей, терпели пораженик и не могли защитить свой народ. Тогда крестьяне, обороняя свои семьи, земли и имущество были вынуждены самостоятельно браться за оружие. При этом, понимая свою слабость против хорошо обученных вражеских рыцарей, французское простонародье не встуло в открытый бой в чистом поле, где у них не было ни единого шанса, а предпочитало действовать тайно, исподтишка, то нападая, то отступая в лесные чащи. Особенно большую популярность данная тактика принесла на завершающем этапе войны (1428 – 1453 гг.), когда вдохновлённые подвигом Жанны д’Арк народые массы начали повсеместно восставать против английских оккупантов.
Широкое использование огнестрельного оружия
Огнестрельное оружие прявилось в Европе ещё на рубеже XII – XIII вв., однако вплоть до середины XIV в. использовалось в основном на территории Пиренейского полуострова (в войне испанцев с маврами). Поэтому именно Столетняя война дала толчок массовому использованию артиллерии, а к концу войны – ручного огнестрельного оружия (мушкетов, аркебуз и пистолетов). Уже в битве при Креси (1346 г.) англичане использовали примитивные пушки, стреляющие каменными ядрами – бомбарды. И хотя в данном сражении они сыиграли вспомогательную роль, в дальнейшем их использование существенно возрасло, особенно при осаждении замков и укреплённых районов. Однако и в полевых сражениях бомбарды доказали свою эффективность. Во время пушечных залпов рыцари вынуждены были спешиваться, так как их лошади пугались выстрелов и сбрасывали всадников на землю. В начале XV в. артиллерия уже использовалась повсеместно. Без неё нельзя было представить ни одно крупное сражение. Например, использование пушек в битве при Форминьи (1450 г.) и Кастийоне (1453 г.) сыграло решающую роль. А с появлением аркебуз и пистолетов в 1430-х – 1440-х рр. вообще начался закат рыцарства, ведь пуля легко пробивала доспехи и делала их абсолютно бесполезными.
Появление регулярных армий
И снова новаторами в данном вопросе были англичане. Основу их войска составляло не классическое рыцарское ополчение, сформированное на основе вассально-ленной системы, а наёмники, получающие жалование из королевской казны. Наёмное войско характеризовалось большей дисциплинированностью и организованностью. А самое главное – командиры назначались королём и были лично ему преданны. Этим наёмное войско качественно отличались от рыцарского, где командирами выступали те, кто привел с собой большее количество воинов (в этом случае решающее значение имели не личные качества военачальника, а размер его земельных угодий). Лишь в последние годы Столетней войны (1445 г.), Франция совершила попытку воспользоваться английским опытом и сформировать профессиональное войско – т.н. «Ордонансовые роты».
Таким образом Столетняя война открыла принципиально новую страницу в исскустве ведения войн. На полях сражений возросла роль пехоты и артиллерии. Теперь главенствующей становиться война, где ключевую роль играет уже не закованный с головы до пят в металлические доспехи рыцарь, а артиллерист с пушкой или пехотинец, вооруженный мушкетом или аркебузой.