Название реформы, год принятия
Содержание
Значение, крепостнические пережитки
Земская реформа 1864 г.
• Создание в уездах и губерниях новых выборных органов управления земств.
• Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – земские собрания, исполнительные органы – земские управы.
• Выборы были не всеобщими.
• Был имущественный ценз, избиратели делились на разряды.
Преобладали представители дворянства. Улучшения положения широких народных масс. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция.
Городская реформа 1870 г.
• В стране вводились всесословные органы самоуправления – Городские думы. Исполнительные органы – городские управы.
• Право выбора – у достигших 25 лет и плативших государству.
• Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.
Городская реформа способствовала приобщению широких слоёв населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.
Судебная реформа 1864 г.
• Равенство всех сословий перед законом.
• Сенат сохраняется как высшая судебная инстанция.
• Было создано три типа судов: Мировой, Окружной и Судебная палата.
• Судебные заседания проходили открыто, в присутствии публики.
• Устанавливалась состязательность сторон.
Судебная система сохраняла ряд сословных пережитков.
Военные реформы 1874 г.
• Отмена рекрутской системы. Призыву подлежали лица всех сословий, всё мужское население с 20 лет. Кто имел образование, срок службы сокращался.
• От службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. Духовные лица также не призывались.
• Отменены телесные наказания.
• Происходило перевооружение.
Д. А. Милютин создал централизованную систему организации армии. Страна делилась на военные округа.
Россия получила массовую армию, соответствовавшую требованиям времени.
Улучшилась боеспособность войск.
Реформы в области народного просвещения
• Учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица.
• Создание начальных школ.
• Средние учебные заведения – гимназии двух типов: классические и реальные.
• Начало женского среднего образования – женские гимназии.
Образование стало доступно женщинам.
Устав для университетов 1863 г.
Взращивание самостоятельности – автономии.