В XIX - начале XX века распространение грамотности было влиянием нескольких факторов:
1. Расширение системы образования: В этот период многие страны начали развивать государственные системы образования и увеличивать доступность образования для широких масс населения. Введение обязательного образования и строительство государственных школ способствовали повышению уровня грамотности.
2. Технологический прогресс: Развитие печати и распространение газет, журналов и книг стало ключевым фактором для распространения грамотности. Более доступное и доступное письменное слово способствовало повышению интереса к грамотности и образованию.
3. Индустриализация и урбанизация: Процессы индустриализации и урбанизации в XIX веке привели к изменению социальной структуры общества. Расширение рабочих классов и повышение потребности в квалифицированной рабочей силе стимулировали спрос на грамотных работников.
Не смотря на расширение образования, среднее и высшее образование все же оставались доступными только небольшой доле населения по нескольким причинам:
1. Социальные и экономические неравенства: Распределение образовательных возможностей было сильно зависимо от социального статуса и экономического положения. Более высокий уровень образования был доступен преимущественно для высших слоев общества, которые имели больше ресурсов и возможностей для получения образования.
2. Финансовые ограничения: Образование требовало финансовых затрат, таких как оплата за учебные пособия, проезд, проживание и т.д. Это ограничивало доступ к образованию для людей с низким доходом.
3. Гендерные и культурные ограничения: В некоторых обществах существовали ограничения для женщин в получении образования. Культурные нормы и традиции также могли ограничивать возможности получения образования для определенных групп населения.
Таким образом, хотя распространение грамотности в XIX - начале XX века было значительным, среднее и высшее образование оставалось доступным только ограниченному кругу населения из-за социальных, экономических и культурных факторов.