Согласно средневековым представлениям в католическом мире мог существовать лишь один представитель верховной власти. Но с ослаблением Священной Римской империи и появлением протестантизма стали образовываться национальные государства: компактные, с рационально организованной властью, лучше управляемые, в четких границах. Власть становится менее зависима от церкви, а на смену религиозным ценностям приходят интересы государства - практические, основывающиеся на соображениях пользы и выгоды, дающие моральное право принуждать подданных к их соблюдению. Подданные были обязаны воевать и умирать ради них, или но крайней мере вносить свою посильною лепту в их осуществление платить налоги. Именно в XVIII веке рождается современное представление о государстве и о власти. Философы начинают интересоваться происхождением государства, его взаимоотношениях с обществом. Спорят о том, что дает право монарху управлять своими подданными, посягать на их свободу и собственность, выяснять, где границы этого права.