После распада СССР опасность дальнейшей дезинтеграции России была достаточно велика. Угрозу её территориальной целостности представляли обострившиеся национальные и религиозные противоречия, сложные отношения между отдельными регионами. Множество принятых в субъектах Федерации нормативных актов противоречили общероссийским законам и Конституции. 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который фиксировал разграничение предметов ведения и полномочий между центральной властью и субъектами Федерации. Республики получили привилегированное положение в сравнении с краями, областями, автономными областями и округами. Татарстан не подписал Федеративный договор, а в ноябре 1992 г. принял Конституцию, в которой республика характеризовалась как «суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Россией Договором». Готовилось также провозглашение Уральской Республики, за которую ратовал губернатор Свердловской области Э.Э. Россель. Требования казачьей автономии звучали в Ростовской области. Большую роль на политической арене страны играли крупные лидеры регионов: мэр Москвы Ю.М. Лужков, президент Башкортостана М.Г. Рахимов, председатель Госсовета Республики Дагестан М.М. Магомедов.