Сергей дошёл до 3-го уровня в компьютерной игре. Вероятность пройти этот уровень равна р в каждой попытке, независимо от предыдущих (вероятность не пройти равна q — 1 — p).
а)  Составьте распределение индикатора события «k-я попытка оказалась неудачной» (ср. с задачей 14.3 е)).
б) Используя результат п. а), выразите через индикаторы случайную величину X «Число потребовавшихся попыток».
от

1 Ответ

Дано:  
Сергей проходит 3-й уровень игры. Вероятность пройти уровень: p. Вероятность не пройти уровень: q = 1 - p.

Найти:  
а) Распределение индикатора события «k-я попытка оказалась неудачной».  
б) Случайная величина X «Число потребовавшихся попыток» через индикаторы.

Решение:

а) Обозначим индикатор события «k-я попытка оказалась неудачной» как I_k.

I_k = 1, если k-я попытка неудачна,  
I_k = 0, если k-я попытка удачна.

Распределение I_k:  
P(I_k = 1) = q = 1 - p,  
P(I_k = 0) = p.

Таким образом, для каждой попытки k:  
- I_1: P(I_1 = 1) = q, P(I_1 = 0) = p  
- I_2: P(I_2 = 1) = q, P(I_2 = 0) = p  
- I_3: P(I_3 = 1) = q, P(I_3 = 0) = p  
- и так далее.

б) Случайная величина X, равная числу попыток до успешного прохождения уровня, может быть выражена через индикаторы I_k.  
X = I_1 + I_2 + ... + I_k, где k - это количество неудачных попыток до первой удачной.

Так как X включает все попытки до первой удачи, мы можем записать:  
X = K + 1, где K - число неудачных попыток до первой удачи.  

Случайная величина K подчиняется геометрическому распределению с параметром p.  
Следовательно, K ~ Geometric(p).

Таким образом,  
X = K + 1, и X подчиняется распределению:  
X ~ Geometric(p) + 1.

Ответ:  
а) Для каждого I_k: P(I_k = 1) = q, P(I_k = 0) = p.  
б) X = K + 1, где K ~ Geometric(p).
от